В 1989 году был принят Закон «О статусе судей в СССР». Статья 14 этого Закона предусматривала ежегодный созыв судей субъектов Союза и субъектов республик на конференции.
К компетенции конференций были отнесены: обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства, обращение в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений, о толковании законов, избрание квалификационных коллегий судей.
Однако судьи не ограничились рассмотрением только этих вопросов, стали обсуждать и другие накопившиеся к тому времени проблемы, в частности вопросы ресурсного обеспечения, социальной защиты судей, взаимоотношения с органами юстиции. Начался процесс самоорганизации судей в сообщество.
В 1991 году по инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедева, Министра юстиции Н.Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей, состоявшийся 17-18 октября 1991 года, на котором было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами и который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.
Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет.
Судьи уже тогда осознали, что успех судебной реформы находится в их собственных руках, что от их активной позиции зависит, состоится ли в России судебная власть, поэтому наряду с реализацией внутренних потребностей судейского сообщества в поле зрения Совета оказалось практическое содействие реализации постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР».
Согласно постановлению Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 августа 1992 года для оказания более эффективной помощи со стороны Президиума, было произведено раскрепление членов Президиума по регионам страны. Член Президиума, отвечающий за зону должен был оказывать членам Совета судей этой зоны необходимую помощь, держать с ними постоянную связь, информировать их о решениях Президиума, центральных органов власти. Кроме того, члены Президиума в своей зоне должны были представлять Совет судей в исполнительных и законодательных органах власти, в необходимых случаях добиваться лично реализации статуса судей.
К моменту созыва Совета на первое заседание российская судебная система переживала глубокий кризис, судейский корпус находился на грани развала. В каждом регионе лежали десятки, а по России - сотни судейских заявлений об увольнении, а желающих стать судьей практически не было. Поэтому первое, с чего Совет начал свою работу, была подготовка проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Минюстом России был подготовлен проект закона «О статусе судей в Российской Федерации», но он на заседании Совета подвергся резкой критике, так как не содержал гарантий независимости судей, не решал социальных вопросов, был по существу пустым. В результате Совет судей разработал принципиально новый проект, который и был внесен на рассмотрение парламента. При подготовке проекта был поставлен своего рода рекорд: со дня написания первой строчки и подписания его Президентом России прошло меньше трех месяцев. Показательно, что при внесении законопроект подписали не только Верховный Суд Российской Федерации, но и Президент Российской Федерации, а также Комитет по законодательству Верховного Совета Российской Федерации.
В июне 1992 г. законопроект был принят и это стало главным итогом деятельности Совета судей Российской Федерации первого созыва.
Первый состав Совета судей Российской Федерации принял также непосредственное участие в работе над проектом Конституции Российской Федерации по главам о судебной власти, так как был наиболее заинтересован в эффективности правосудия, демократических гарантиях и прав граждан, о чем свидетельствует постановление Совета судей Российской Федерации от 21 мая 1993 г.
29-30 июня 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей. Наряду с судьями судов общей юрисдикции в нем впервые приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Был сделан еще один шаг к объединению всех судей страны в единое сообщество.
Съезд избрал новый состав Совета судей, в который вошли судьи судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.
Количественный состав Совета увеличился до 112, а Президиум - до 15 человек. Несколько позднее в состав Совета вошел судья Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, Совет судей стал единственным органом в стране, объединяющим судей судов всех уровней и всех субъектов Российской Федерации. Объединяющая и координирующая роль - это еще одна из главнейших функций Совета.
Съездом было принято Положение «Об органах судейского сообщества», которым были определены полномочия Совета судей, периодичность пленарных заседаний. В период между съездами судей полномочия высшего органа судейского сообщества поручено было осуществлять Совету судей Российской Федерации.
Работа Совета организуется в секциях, образуемых от общих, арбитражных и военных судов, и на пленарных заседаниях. Заседания секций и пленарные заседания проводятся не реже одного раза в год. На практике большинство вопросов решалось на пленарных заседаниях, которые проводились два раза в год.
По поручению II Всероссийского съезда Совет судей принял Кодекс чести судьи Российской Федерации, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности. Практикой Верховного Суда Российской Федерации и квалификационных коллегий судей Кодексу придан нормативный характер.
Принятие Кодекса чести свидетельствует о том, что Совет судей был озабочен не только вопросами социальной защиты судей, сохранением льгот и привилегий, но и состоянием судейского корпуса страны, наведением порядка в своем собственном доме.
Постановлением Совета судей Российской Федерации от 20 января 1994 г., во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. № 2289 (которым было рекомендовано Совету судей провести Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации), было признано необходимым провести III (внеочередной) Всероссийский съезд судей 24-25 марта 1994 г. в г. Москве, который и состоялся в эти сроки.
Новый Совет судей Российской Федерации на этом съезде не избирался, так как срок полномочий членов Совета судей, избранных II Всероссийским съездом судей, в период проведения III внеочередного съезда еще не истек.
Крупными задачами, поставленными перед Советом самой жизнью, стали: сохранение целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей,отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному и кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России к Судебному департаменту - органу, полностью подотчетному судейскому сообществу.
Первоочередной задачей стало сохранение действующих судов как единой федеральной системы. Закон "О судебной системе в Российской Федерации" был одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Так завершились многолетние усилия высших судов и Совета судей трех созывов.
18 октября 1995 года после долгих споров и дискуссий Совет судей принял историческое постановление о необходимости создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Споры между судьями закончились, и началась практическая работа по реализации этого решения.
Согласно постановлению IV (Чрезвычайного) Всероссийского съезда судей от 5 декабря 1996 г. в Совет судей Российской Федерации было избрано 114 человек (от Конституционного Суда - 1, от судов общей юрисдикции - 89, от военных - 9, от арбитражных - 15).
Для оперативного коллегиального рассмотрения вопросов Советом судей был избран председатель Совета, 3 заместителя председателя и члены Президиума Совета судей Российской Федерации, в составе 11 человек (от Конституционного Суда - 1, от судов общей юрисдикции - 7, от военных - 1, от арбитражных - 2). Всего 15 человек.
Решение Совета судей о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, о котором говорилось ранее, поддержал и IV Всероссийский съезд судей. На нем был обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В статье 31 Закона сказано, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции, а его руководитель назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей Российской Федерации, т.е. этот орган полностью подотчетен и подконтролен судейскому сообществу.
Совет судей получил новые законодательно закрепленные полномочия.
Спустя год, в декабре 1997 года, несмотря на нелегкий процесс прохождения законопроекта в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» был принят.
Совет совместно с Председателем Верховного Суда Российской Федерации приступил к созданию нового федерального органа. С этого момента значительная доля внимания Президиума, Совета судей стала уделяться становлению Судебного департамента, организации его деятельности.
В 1997 году также был принят Закон «О судебных приставах». Идея создания этой службы родилась еще в 1992 году в Президиуме Совета судей и была обусловлена проблемами безопасности судов и судей.
Был разработан первый проект закона, но затем Совет судей сосредоточился на законопроекте «О Судебном департаменте», а проектом закона о судебных приставах стал заниматься Минюст России. После принятия закона и по настоящее время эта служба, к сожалению, не выполняет свои задачи. После многократных переговоров с руководителями службы судебных приставов Совет судей пришел к выводу, что эту службу необходимо передать в ведение Судебного департамента. Верховный Суд РФ поддержал эту идею и в порядке законодательной инициативы внес соответствующий законопроект в Государственную Думу. Поддерживают Совет судей в этом вопросе Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия, МВД РФ, Генеральная Прокуратура РФ. Но до настоящего времени этот вопрос еще не решен.
В период работы Совета 31 декабря 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в концепции, которую отстаивал Совет судей и Верховный Суд Российской Федерации.
30 марта - 2 апреля 1999 г. в г. Суздаль было проведено первое пленарное заседание Совета судей Российской Федерации, которое впервые обеспечивал Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Заседание прошло успешно, на хорошем организационном уровне. Работники Судебного департамента проявили большое старание и ответственность.
27-29 ноября 2000 г. состоялся V Всероссийский съезд судей, избравший новый состав Совета судей, состоящий из 114 человек
Одной из главных задач - укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах.
Неизменным в поле зрения оставались вопросы финансирования судов, оплаты труда судей и работников аппаратов судов, которыми занималась финансовая комиссия Совета судей.
Советом судей были утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов, перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, даны разъяснения по сложным и спорным вопросам применения статуса судей, подготовлена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, подготовлен проект Кодекса судейской этики и проекты регламентов Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации.
Следует отметить, что в период работы Совета судей был принят Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
В настоящее время Совет состоит из 132 представителей от судов всех видов и уровней. (побробнее ) Согласно Регламента Совета судей, принятого VI Всероссийским съездом судей, Советом судей избран Президиум Совета судей в составе 17 человек (Председатель Совета судей Российской Федерации, его 3 заместителя и 13 членов Президиума).
VI Всероссийский съезд постановил: усилия органов судейского сообщества должны быть направлены на: существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов; укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения; улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов; повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей; принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи; принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей; повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.
Была создана уникальная Государственная автоматизированная система «Правосудие», объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента. Совместно с Судебным департаментом разработаны и утверждены Методические рекомендации по формированию и размещению информации о деятельности судов общей юрисдикции в глобальной сети общего пользования Интернет на официальном интернет-сайте суда.
Советом судей совместно с Судебным департаментом 27 апреля 2006 г. были разработаны и утверждены Правила поведения работников аппарата суда, которые рекомендованы к руководству.
(по материалам сайта Совета судей Российской Федерации)