ОТКРЫТОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ПРАВОСУДИЕМ ОБЛАСТИ
ПО ИТОГАМ 2010 ГОДА
Доклад председателя Тамбовского областного суда В.В. Назарова на конференции судей 11 марта 2011г.
Существующие пути и средства отправления правосудия, безусловно, являются главными показателями благополучия общества. Обращает на это внимание и Президент РФ - Д.А. Медведев.
Проводимой судебной реформе в Российской Федерации скоро 20 лет. Она воспринимается людьми, прижилась.
Произошло это и потому, что законодательством в конце XX – начале XXI века в основном уже была сформирована нормативная база о судебной системе и судопроизводстве. На основе Конституции РФ приняты Федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» , «О Конституционном суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации». Структурно входит в систему судебной власти образованный Судебный департамент.
Усилив принципы состязательности, предполагающие активность сторон в более демократической системе правосудия, приняты процессуальные кодексы. С 1 июля 2002 года действует Кодекс РФ об административных правонарушениях. Внесены изменения в ФЗ «О статусе судей» по совершенствованию отбора кадров на конкурсной прозрачной основе, уточнению статуса.
Что очень важно, получил закрепление и развитие институт мировых судей, потенциал которого еще в стадии раскрытия.
Практически решается основная задача повышения эффективности правосудия, связанная с обеспечением его реальной доступности для граждан, оперативностью, отработкой разумности сроков судебной защиты без волокиты.
На каждом этапе реформы возникали новые решаемые задачи по исполнению решений, обеспечению доверия населения, независимости судей; меры, продолжающие преобразования с учетом мировых стандартов, развитием информационных технологий, доступности, открытости, прозрачности, т.е. того, что повышает эффективность правосудия.
В целях охраны прав человека властью закона, что отмечается во Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с поручениями руководителя государства по итогам VII Всероссийского съезда судей, судебная реформа получила качественно новый импульс. Государством и обществом предпринимаются серьезные усилия, чтобы суд приобрел надлежащее место в системе ценностей.
Президент РФ призвал общество, средства массовой информации максимально уважительно относиться к деятельности суда. У нас не будет правового государства, если руководители любого уровня, начиная от Президента и заканчивая сельским старостой, будут поучать, осуществлять давление на суд. Необходимо, чтобы суд был максимально независим от властей и в то же время абсолютно зависим от общества.
С учетом поручений Главы государства законодательная база о судоустройстве, судопроизводстве и другим важнейшим направлениям приводится в более «причесанное» состояние. Она не просто обновляется, а расширяется с учетом пакета законов.
На законодательном уровне конкретизированы приоритетные информационные технологии, правовые механизмы повышения гарантии защиты и ответственности судей, системы повышения профессиональной, нравственной составляющей в условиях растущей доступности и востребованности федерального и мирового правосудия.
В настоящее время особого внимания требуют:
- реформирование не только всего судоустройства в России, но и более гарантийного судопроизводства с введением апелляционных инстанций по уголовным и гражданским делам по европейским стандартам;
- новые механизмы открытости и доступности к информации о деятельности судов, судей; возможность контроля за их деятельностью, гарантированных федеральным законом, вступившим в силу в истекшем году;
- организационно-правовое формирование дисциплинарного судебного присутствия, антикоррупционной системы, связанной с судами, повышением их ответственности и роли в эффективной защите демократии, прав и свобод граждан от коррупции;
- законодательное введение ответственности государства в целях соблюдения разумных сроков рассмотрения дел и исполнения судебных решений с взысканием компенсации за нарушение;
- внедрение организационно-правовых мер по дальнейшей оптимизации судебной нагрузки, с использованием новейших электронных средств, разрабатываемых Администрацией Президента РФ;
- расширение взаимодействия с использованием возможностей проведения совместных Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда РФ; своевременное использование практики Конституционного суда РФ, Европейского суда по правам человека;
- совершенствование правовых мер борьбы с экстремизмом, терроризмом, наркопреступлениями, другими формами организованной преступности;
- либерализация уголовного законодательства и ряд других мер;
- в целях снижения нагрузки и повышения доступности изменения в законодательстве о мировых судьях.
В основу подведения итогов работы правосудия области за 2010 год нами положено как изучение нового Конституционного закона о судах общей юрисдикции в РФ, законов о полиции, о следственном комитете, изменений в уголовном, гражданском, административном, материальном и процессуальном законодательстве, так и доступности информации о деятельности судов.
Обращаемость за судебной защитой
В течение ряда последних лет, особенно по гражданским делам, продолжается рост многомиллионных обращений за судебной защитой в суды общей юрисдикции. В 2010 году отмечен рост общей нагрузки в судах.
По данным Верховного Суда РФ, число всех категорий дел, рассмотренных в 2010 году, превысило 20 млн., против 17-ти в 2009 году.
Из них более 14-ти млн. гражданских дел, против 10 млн. в 2009 году, 5 млн. 300 тыс. дел об административных правонарушениях, 1 млн. 140 тыс. уголовных дел, 2 млн. 800 тыс. материалов судебного контроля за работой правоохранительных органов.
Характер и динамика обращений в суды за правовой защитой, эффективность мер определялись во взаимосвязи растущей конфликтности, бескомпромиссности с действенными мерами социально-экономического развития , в условиях продолжившихся, хотя и в меньшей степени, кризисных процессов, что определяло степень растущего доверия к власти в динамике роста социальной поддержки населения с помощью судебной защиты.
В названных условиях конфликтности, продолжающегося роста судебной нагрузки, качество работы более 90% от постановленных решений остается достаточно высоким. При таком же уровне удовлетворяемости заявленных требований по большинству рассмотренных дел. Очень важно, что результаты системно сопровождались практическим проявлением разумности, ускорением сроков принятия и исполнения судебных решений, характеризующих степень эффективности правосудия, социальных механизмов в области, с учетом евростандартов. Этот процесс объединяет как федеральных, так и мировых судей, все стадии судопроизводства до конечного результата.
Суд, осуществляя правосудие и принимая решение, всегда будет удобен одной стороне, не удобен другой. Нередко решение не устраивает ни ту, ни другую сторону, что всегда порождает споры, обсуждения, дискуссии. Такова участь любого суда. Каждое дело и решение – это целое исследование, которые прозрачно иллюстрируют, что суд находится в достаточно деликатной ситуации, требующей независимости. В судейском сообществе нередко, а теперь зачастую эти вопросы обсуждаются с участием журналистов СМИ. Оценки бывают разные, нередко и противоречивые, которые показывают, что дискутируя, надо и можно достигать взаимного согласия. Прежде всего, общество заинтересовано, чтобы судья при принятии решения руководствовался своими убеждениями, буквой и духом закона, был честным, справедливым, объективным.
От имени своих коллег, защищенных правосудием граждан, выражаю признательность СМИ, их представителям на конференции судей за то внимание, умение слушать и слышать вопросы, относящиеся к такой ценностной категории в защите прав и законных интересов, какой является в гражданском обществе, государстве правосудие, суд и судья.
Приобретенный в истекшем и начале текущего года опыт, обсуждение целей, средств и результатов защиты правосудием законных прав и интересов в ясных, понятных, открытых для граждан процедурах, сегодня вселяют надежду, что, несмотря на трудности и недостатки, судебная система, развиваясь, будет укрепляться впредь ради главнейшей цели – эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Новые результаты 20-летнего судебного реформирования следует ожидать уже в ближайшее время, а многие сомнения в этом полностью развеяны.
Гражданские, административные дела
Каждый шестой-седьмой житель области большинство гражданских, административных споров связывает с защитой социальных прав, прав потребителя, свобод, интересов, собственности, жилищно-коммунальных отношений, тарифами за оказываемые услуги, участием в семейных, трудовых, пенсионных правоотношениях.
Очевидно, что правовой опыт, уроки правозащиты в суде, ее эффективность, уровень правовой культуры, системно и непосредственно связаны с названной категорией дел, о чем может свидетельствовать проведенный ниже анализ судебной практики, своевременное использование результатов которой способно результативно уменьшить конфликтность и непримиримость граждан.
Всего суды рассмотрели 119.825 гражданских дел, что на 2856 (2,4%) больше аналогичного периода прошлого года. Тенденция роста дел более чем на 40%, по сравнению с 2007 годом, сохраняется с прибавкой. Работа огромная, но чувства двойственные. С одной стороны растет доступность защиты, с другой – конфликтность, опережая стремление к компромиссу.
Учитывая требования законодателя, повлекшие процессуальные нововведения, целую систему дополнительных гарантий законного, обоснованного, справедливого правосудия, важно отметить, что с этой нагрузкой все судьи, судебная коллегия под руководством Л.Е. Коропенко справились.
Сбалансировано правосудие в федеральных и мировых судах, хотя динамика несколько меняется. Всего в федеральные суды поступило 36.077 дел, в мировые - 83.718. В процентах – это соответственно 30,1% и 69,7%, с некоторым ростом в федеральных судах.
С учетом приобретаемых гражданами навыков в правовых конфликтах, с некоторым ростом преобладают дела искового, более сложного судопроизводства. На наш взгляд, в этом процессе есть достаточно оснований для повышения законодателем цены иска и государственной пошлины для обращения в суд по делам имущественного характера.
Их оказалось 115.269, т.е. больше на 2827 (+2,5%), чем в 2009 году, а по отношению к 2008 году (+ 18%).
Если количество трудовых споров, в том числе связанных с размерами оплаты труда, задолженностью по заработной плате, сокращением служащих разного рода злоупотреблениями, благодаря совместным системным усилиям властей, доступности юридической помощи, активности прокуратуры, продолжает уменьшаться с 8401 до 7807 дел, то рассмотренных с использованием судебных процедур налоговых обращений (конфликтов) о взыскании налогов и сборов продолжает расти с 58.886 до 60.293 дел, а по сравнению с 2008 годом на 7,5%.
Этот процесс довольно стойкий с 2007 года, когда количество судебных тяжб, в сравнении с 2006 годом, возросло в 27 раз с 697. С выдачей судебных приказов о взыскании налогов и сборов по четверти обращений до 50 руб., а таких по России более 2 млн. Необходимо решительнее оптимизировать судебную нагрузку, наделяя налоговые органы самостоятельностью в решении бесспорных конфликтов, поиске компромиссов.
Судебная практика свидетельствует об усложняющемся пенсионном законодательстве, его применении, о множестве спорных вопросов в связи с недавним изменением, особенно в применении с 1.01.2010 года. Споры в судах затронули интересы 6547 граждан, против 5588 в 2009 году и более чем в 2 раза по отношению к 2007 году. Чаще конфликты продолжались у жителей Сосновского района. Слабость правовых гарантий по трудовому стажу сохраняется. Вопросы пенсионного законодательства готовятся к рассмотрению Пленума Верховного Суда РФ.
Четвертый год в Российской Федерации растут малопримиримые конфликты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. Их уже 1 млн. 800 тыс. Подобная динамика и в области. В 2007 году рост на 7%, в 2008 году – 4806 дел, 2009 году – 5588, в истекшем году их уже 6214. Связаны они с завышением тарифов, отказами от поставки коммунальных услуг, задолженностями по поставкам энергоресурсов. По многим вопросам есть разъяснения Верховного Суда РФ. Гражданин должен платить только за качественные и реальные услуги. Суды обоснованно защищают граждан, если у них нет долгов за коммунальные услуги. Причины конфликтов выясняются по каждому делу, каждый из них следует связать с ответственностью, после суда, на основе установленных причин.
Реализация национальных проектов способствует улучшению демографических процессов, отмечается рост рождаемости, продолжительности жизни. Однако семейных дел в судах было более 6 тыс. Из них о расторжении брака 4222, против 4297 в предыдущем году; о взыскании алиментов на содержание детей 2327, против 2393.
По Российской Федерации рассмотрено 1 млн. 665 тыс. семейно-брачных дел, впервые за пять лет несколько меньше(-10%) , за тот же период наметился этот процесс и в области. Почти все требования судами удовлетворены, более 70% родителей, расторгавших браки, имели детей. За последние шесть лет более 3400 родителей в области лишены родительских прав, темпы сокращения их количества несколько замедлились, хотя в целом по России отмечается рост. Считается, что именно эти дети чаще всего входят в группу «риска конфликта с законом» по причинам бедности, беспризорности, отсутствия возможностей для получения образования и занятости, миграции, немедицинского употребления наркотиков, давления сверстников, отсутствия контроля со стороны взрослых, насилия, жестокого обращения. Здесь очень эффективны меры, стимулирующие опеку, своевременное усыновление, социальной защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие ювенальной специализации в судах. Количество родителей, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, растет.
Судебная и не только, защита прав детей, должна стать более результативной. Наиболее острые проблемы обозначились в том, где жить ребенку, пока разведенные родители спорят об этом, какие обязанности несет тот, кто лишает его общения с отдельно проживающим родителем. Самая правильная позиция здесь – позиция детей, защита их прав.
Суд должен своевременно решать вопрос о месте жительства детей, порядке осуществления родительских прав, предупреждая и пресекая возможные злоупотребления родительскими правами, своевременные и предлагаемые законодателю меры административной ответственности родителей за нарушение прав и интересов детей. Семейными отношениями занимаются в Государственной Думе, в первом полугодии 2011 года судебная практика была рассмотрена Пленумом Верховного Суда РФ с вынесением 01.02.2011 года Постановления «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
Особое внимание уделяется вопросам усыновления детей. В 20-ти тысячах дел, рассмотренных в России, почти все обращения удовлетворены, каждый 5-й ребенок обрел новую семью за границей. Тамбовским областным судом первой инстанции рассмотрено 15 таких дел с удовлетворением всех обращений. При этом тщательно исследуются причины невозможности усыновления детей российскими семьями, сроки, место, характер общений с будущими родителями.
Продолжился рост споров о приватизации недвижимости (жилья). Из 10.088 жилищных дел, только с приватизацией связано 1759. В сравнении с 2008 годом их количество увеличилось более чем в 5 раз. Необходим постоянный, досудебный, ведомственный анализ для уменьшения конфликтности.
Четвертый год, с 2067 до 2544 продолжается рост наследственных дел. Немалые ожидания связаны с реформированием нотариата в упорядочении этих отношений с широкими полномочиями.
Почти в три раза увеличилось количество дел, связанных с социальными гарантиями, т.е. 313 до 868. На прежнем уровне количество обращений от военнослужащих, сотрудников МВД, таможенных, иных государственных органов. Роста конфликтности нет, хотя в причинах имеющихся, находя компромиссы, следовало бы разобраться в самих ведомствах.
Однако количество исков от граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС увеличилось в 5 раз, т.е. со 103 до 583 дел. Меняющая динамика которых напоминает «экспресс», который приходится останавливать так, что искры летят.
Столь значительное увеличение дел связано с обращениями к Военному комиссариату о взыскании инфляционных убытков в связи с задержкой в выплате ежемесячных сумм о возмещении вреда здоровью, а также по индексации сумм, взысканных решениями суда по компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
Второй год меньше граждан обращаются в суды за защитой права на землю с 1317 до 1261. Однако увеличение кассационных жалоб по этой категории дел почти в три раза связано с упорядочиванием в вопросах пользования землями сельскохозяйственного назначения, усложнением законодательства. По этой причине каждое третье решение суда кассационной инстанцией было отменено. Допускаемые нарушения законодательства следует постоянно анализировать, систематизировать и устранять под контролем председателей судов.
Почти в три раза возросла активность граждан в спорах, вытекающих из публично-правовых отношений. По РФ рост составил на 60%. В основном это дела по жалобам на неправомерные действия (бездействия) должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, т.е. 777 дел. Более 50% заявленных требований судами удовлетворены. Следует постоянно анализировать эти дела, систематизируя решения, обстоятельства, способствующие нарушениям законодательства, коррупции, выносить их на открытое публичное обсуждение. Чтобы не упускать возможности профилактики в спорах с властью, судебные решения должны иметь последствия для чиновника и в оргвыводах на муниципальном уровне.
Оптимизации сроков защиты прав в судах, особенно мировыми судьями, способствует окрепшая в области и нарастающая тенденция рассмотрения дел с выдачей не публикуемых судебных приказов, по сравнению с 2007 годом – это уже более 50%, т.е. 70.147 дел. Упрощенные, ускоренные способы судебных разбирательств развиваются и с использованием электронных средств, что нашло свое законодательное закрепление. Более интенсивное их применение находит в арбитражном процессе, опыт которых востребован и судами общей юрисдикции.
Цели открытости и доступ к правосудию, информации о деятельности судов, возможности общественного контроля неразрывно связаны с разумными сроками исполнения судебных решений, постановленных в постоянно совершенствующихся процессуальных процедурах. Это остается приоритетом развития российского правосудия с учетом нового федерального закона, принятого более двух лет назад, распространенным поводом для обращений в Европейский суд по правам человека. Из исполнительных производств, находившихся на принудительном исполнении у судебных приставов большинство – судебные. Реально исполнено лишь чуть более 50 судебных решений в целом в России и лишь несколько активнее в области. Проблем становится больше по наложенным и взысканным фактически штрафам, что деформирует неотвратимость ответственности.
Вопросам устранения причин неразумных сроков рассмотрения дел и исполнения судебных решений по гражданским делам уделяется повышенное внимание. Несмотря на общую тенденцию увеличения количества дел, сроки их рассмотрения сократились с 4,6% в 2007 году, до 1,8% и до 1,2 % в 2010 году. В основе работы должно быть три Постановления Пленума Верховного Суда РФ о сроках по делам об административных правонарушениях и гражданским делам, о подготовке гражданских дел к судебному разбирательству и о применении ГПК РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции. Эти постановления были предметом детального изучения на семинарах федеральных и мировых судей. Контроль во всех стадиях гражданского судопроизводства не следует ослаблять.
Необходима процессуальная и постоянная реакция судейского сообщества на причины и факты длительного производства судебных экспертиз с учетом возможностей Министерства Юстиции РФ. В настоящее время Верховным Судом РФ по результатам анализа положения дел готовится информация по этому вопросу Президенту РФ. В связи с нарушением сроков рассмотрения дел ряд судей привлечены к дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения полномочий. Грубые и систематические нарушения разумных сроков, волокита при рассмотрении дел, причиняют ущерб авторитету судебной власти, не имеют никакого отношения к понятию «разумного срока», с учетом особенностей конкретного дела, тщательным его рассмотрением.
Эффективности контроля за разумными сроками рассмотрения дел способствует исполнение ФЗ от 30 апреля 2010 года «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебных решений в разумный срок». В целях реализации рекомендаций Евросуда по правам человека и решений Конституционного суда РФ принят и ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в связи с принятием вышеназванного закона о компенсации за № 69-ФЗ. С начала действия этих законов в областной суд поступило 14 заявлений, однако 13 из них возвращено заявителям в порядке ст. 244 ГПК РФ, в связи с отсутствием финансовых обязательств государства перед заявителем, нераспространением действия закона на период, связанный с его принятием. Верховный Суд РФ, проверив решения суда первой инстанции по названному вопросу, признал их законными и обоснованными. Эти вопросы постоянно находятся в центре внимания СМИ. Но это лишь первый шаг к «разумным срокам», хотя он в этом направлении сделан.
По всему комплексу этих вопросов Пленумом Верховного Суда РФ недавно принято пространное постановление, рекомендации которого нам необходимо тщательно проанализировать и исполнить. Результаты следует постоянно обсуждать: что в этом процессе может навредить качеству рассмотрения дел, привести к стрессовым ситуациям судей, а что и законно повысить эффективность.
Приведенные дела свидетельствуют и о желании некоторых недобросовестных граждан запустить руку в бюджет. В судах выявляются недобросовестные лица, необходимо проявлять бдительность. По данным Верховного Суда РФ, многие защищенные в судах лица даже не знают, что кто-то в их интересах заявил такие требования. Ставятся вопросы о задержке исполнения, а на самом деле нет и права на обращение, решения отменены по вновь открывшимся обстоятельствам. Порой неверно выбирается и ответчик, не указывается счет казначейства.
В ближайшее время на Пленуме Верховного Суда РФ готовится к рассмотрению вопрос о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме. Известно, что в марте т.г. завершится единый день голосования в областную Думу, последуют выборы в органы законодательной власти РФ, а в 2012 году состоятся выборы Президента РФ. Это волнует всех участников избирательного процесса, в котором роль судебной защиты прав в связи с организацией выборов, разного рода ограничениями, требованиями к кандидатам, процедурам выдвижения и регистрации существенно возрастает. Сложившиеся формы обмена информацией, обсуждений, круглых столов по вопросам правоприменения с участием СМИ, достаточно результативны.
Состоялись совместные Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, посвященные защите прав собственности, на компенсацию за нарушения разумных сроков рассмотрения дел и исполнения судебных решений, что также приносит положительные результаты уже в правоприменении.
Люди активнее используют в защите прав все стадии судопроизводства. Об этом свидетельствует, начиная с 2005 года, увеличение количества дел поступивших в кассационную инстанцию. За пять лет рост более чем на 44%, а за два последних на 27,6%, более всего за защитой пенсионных прав (почти по 500 решений ежегодно по искам физических лиц к Пенсионному фонду). От общего количества обжалованных решений к нему – это почти пятая часть.
Однако чаще используя возможности пересмотра судебных решений в кассационной инстанции областного суда, меньше обращаются в надзорную инстанцию.
Это предсказуемо и связано уже с появившимися возможностями реального использования элементов апелляционного производства, совершенствованием процессуальных гарантий с ведением протоколирования даже в кассационной инстанции, эффективнее контролирующих законность, обоснованность решений. Хотя ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» принят Государственной Думой 26 ноября, одобрен Советом Федерации 1 декабря 2010 года, а вступает в силу 1 января 2012 года, отдельные функции апелляционной инстанции кассационная коллегия уже выполняет с марта т.г., что реально свидетельствует о развитии одного из приоритетных направлений реформирования. Цель состоит в том, чтобы постоянно меньшее количество дел возвращалось в первую инстанцию, что означает уже системную оптимизацию судебной нагрузки, разумных сроков и качества рассмотрения дел.
Кассационная инстанция, в которую перейдет многое из надзорной, уже выносит и новые судебные решения. По Российской Федерации их более 20%, а самим Верховным Судом РФ - более 50%. Этот процесс свидетельствует о целой системе законодательных мер, в которую входит и принятие в текущем году, впервые в истории страны, долгожданного ФЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», закон «О судоустройстве в РСФСР действовал с 1981 года, который закрепил порядок формирования и компетенцию судов различного уровня, полномочия судей, руководителей, судебных инстанций. Особое место уделено апелляционному и реформируемому кассационному производству, их специфике не только в областных, краевых, Верховных Судах в субъектах РФ, но и Верховном Суде РФ. Мечты сбываются. Если первое решение суда, как ранее и мирового судьи, кого-то не устроит, что повысит качество рассмотрения дел, сократит число жалоб по вступившим в силу решениям.
Потребуются дополнительные расходы из казны. Упразднится надзор в областных судах, он останется только в президиуме Верховного Суда РФ по фундаментальным принципам правосудия.
У судей появится больше возможностей изучить фактическую сторону вопроса и принять обоснованное решение, не возвращая дела, повышается объем процессуальных гарантий. Со временем, возможно, появятся отдельные апелляционные суды. Но сегодня ясно, что доступность, открытость, новые технологии, публикация решений в Интернете уже выставляют работу суда, судьи на обозрение, что многое компенсирует, влияет на устранение конфликтности и процессы поиска компромисса в обществе.
Выделены дополнительные штаты судей и работников аппарата, комплектующиеся в текущем году. Используются решения Конституционного суда, практика Европейского суда по правам человека, реализуются международное и российское законодательство для противодействия коррупции в гражданских правоотношениях. Результативность мер следует постоянно анализировать и корректировать с учетом изменений в законодательстве и практике его применения.
Активнее внедряются и электронные технологии.
Приближается реальная возможность рассудить в прямом эфире. Пока беспрецедентные процессы прошли в ряде арбитражных судов. Суть в том, что впервые участники процесса находились одновременно в нескольких регионах страны. Слушание дела осуществлялось с помощью видеосвязи. Не исключено, что итогом такого процесса станет прецедент с заключением сторонами медиативного соглашения, т.е. с примирением по особой процедуре. Первыми эти системы начали внедрять суды общей юрисдикции Челябинского региона, Тамбовский областной суд также связан с местным СИЗО, Верховным Судом РФ. В ближайшее время расширится и практика приема исков арбитражными судами через Интернет. Стороны по SMS или электронной почте уведомляются о движении дела. Это, безусловно, может ускорить правосудие и сделать его более открытым и доступным. Однако тревогу вызывает участие в апелляции без выезда в областной суд. Необходимо определить базовые суды с оборудованной видеоконференцсвязью для граждан. Это потребует и меньшей затраты, облегчит реализацию прав гражданами.
Дела об административных правонарушениях
Сфера судебной защиты, следовательно, и нагрузки судей по административным делам занимает наибольший удельный вес. Этому процессу соответствует законодательная тенденция к ее расширению, в том числе и за счет декриминализации уголовного законодательства, введения новых составов.
5 млн. 300 дел в целом по стране отражает процесс сокращения судебных дел на 6%, в области более чем на 50%, т.е. судами рассмотрено 39473, против 67681, когда их было на 24955 меньше, чем в 2008 году.
Динамику стабильных сокращений здесь характеризует и то, что судами прекращено 6,5%, против 8,3%. Абсолютное большинство из них мировыми судьями, что составляет 95,4%. Однако это мало отражается в снижении непомерной их загруженности, затрудняет наметившийся в истекшем году положительный процесс открытости и доступности мирового правосудия, что постоянно анализируется на наших конференциях и в СМИ.
Основанием для проверки вступивших в силу судебных решений президиумом областного суда, как и Верховного Суда РФ, становятся лишь фундаментальные, существенные правовые нарушения, защита публичных интересов, когда иные способы обжалования исчерпаны. Каждая вторая жалоба рассматривалась надзорной инстанцией с истребованием дела, что почти на четверть меньше 2009 года, а количество вынесенных на президиум почти в два раза. В основном это дела, рассмотренные районными судами и лишь шестая часть мировыми судьями. Этот процесс все более соответствует и требованиям Европейского суда по правам человека.
На крупные участки поступает более нескольких сотен дел на мирового судью. Наибольший удельный вес правонарушений общественного порядка с появлением в нетрезвом виде – более 11 тыс., в области дорожного движения было 8779, при сокращении на 21,4%, а по России на 18%. Другие затрагивают сферу предпринимательской деятельности без регистрации и разрешения, охрану чужого имущества, законные предписания государственных контрольно-надзорных органов, законодательство о труде и охране труда, лишения специального права, миграционные и другие актуальные правоотношения.
Однако эффективность правосудия и наказания по такому роду делам явно недостаточна. По стране решения по штрафам на многомиллионную сумму не исполнены, а годичный срок истекает быстро. В области почти в 2 раза больше (4599 против 2369) рассмотрено дел о неуплате штрафа, административному штрафу подвергнуты 17.776 лиц, однако из 24 млн. 456 тысяч 212 рублей реально взыскано только 5 млн. 618 тысяч 675 рублей.
Оперативность рассмотрения этих наиболее многочисленных дел второй год остается достаточно высокой. По 0,8% дел превышены установленные КОАП РФ.
При этом надзорной инстанцией удовлетворено 27 жалоб, против 34-х, что свидетельствует об улучшении качества работы мировых судей.
По нашему мнению, процесс оптимизации судебной нагрузки следует активнее продолжить за счет передачи ряда штрафных дел для рассмотрения в административные органы с открытым техническим видео- контролем.
Активизировать специализацию по административным делам в наиболее крупных судах и участках, проведение циклов видеоконференций с учетом технических возможностей.
Вносить представления на основании ч.1 ст. 29.13 КОАП РФ соответствующим организациям и должностным лицам, особое внимание, уделяя факторам, носящим коррупционный характер.
Не ослаблять аналитическое сопровождение оснований возврата мировыми судьями протоколов об административных правонарушениях тем, кто их составил, особенно о дорожно-транспортных нарушениях. Внимательнее проверить мотивы прекращения 304 административных дел, в части дорожного движения, подводя итоги, совершенствуя меры по выявленным результатам. От председателей федеральных судов ожидаются меры по результатам проверки.
Как и ранее, полагаем, что оптимизации нагрузки и большей доступности, а не только открытости мировых судов для граждан, способствовало бы изменение законодательства о назначении их без привязки к конкретному судебному участку. В этом случае старший мировой судья мог бы перераспределять дела в зависимости от загруженности судей. В этом мы видим и солидарность со СМИ. Поддержка Президентом РФ – Д.А. Медведевым инициативы о передаче оргобеспечения деятельности мировых судей на федеральный уровень своевременна и продолжает ожидать своего решения.
Мы солидарны с Верховным Судом РФ и в том, что нижней палате российского парламента пора принять после четырехлетнего обсуждения Кодекс об административном судопроизводстве. Его принятие станет одним из эффективных инструментов и в борьбе с коррупцией, устранении главного – причин и условий, способствующих коррупции.
К вопросам либерализации уголовного законодательства
Внимание концентрируется лишь на некоторых системообразующих факторах, связанных с меняющейся уголовно-правовой, процессуальной составляющих.
Областная криминогенная ситуация, как и в целом по стране, в целом продолжала улучшаться. Об этом свидетельствуют не только общие показатели стабильного сокращения зарегистрированных преступлений, но и положительные изменения в ее структуре, динамика судимости.
В производстве федеральных и мировых судов почти в равных долях находилось 8861 дело, рассмотрено 7996 с осуждением 6046 лиц, что меньше на 26,5% в сравнении с 2009 годом, когда количество осужденных сократилось на 4.2%. Это способствовало и гумманизации, значительному сокращению лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. «Тюремное» население значительно сокращается и по всей стране, что согласуется и с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.
В течение пяти лет количество оправданных судами лиц возрастает и составляет в 2010 году 1,3% от тех, в отношении которых вынесены приговоры, против 0,5% в 2009 году. Присяжные заседатели, с участием которых областным судом рассмотрено с вынесением приговора 6 дел в отношении 10-ти лиц, оправдали вердиктом 1 лицо, в среднем по РФ оправдываются около 19% подсудимых. Ходатайствовали в стадии расследования о рассмотрении дела с участием присяжных в области 12 человек по 8 делам. Каждый пятый оправдательный приговор в РФ отменяется. Дел, по которым обвиняемые отказались бы впоследствии от рассмотрения с участием суда присяжных, в производстве областного суда не было, 24 дела на 45 лиц рассмотрено без участия присяжных.
По стране в целом за 7 последних лет с участием присяжных рассмотрено около 6000 дел по ходатайствам более 20% обвиняемых. Сроки по таким делам несколько больше, как и затраты, не исключены и уклонения от обязанности присяжного.
Эта форма судопроизводства с уроками состязательности, предварительных слушаний, досудебный профессионализм, уровень правовой культуры населения, загадочной русской души с особенностями русского менталитета с проявлением жалости там, где она действительно нужна, положительно влияет на качество отправление правосудия.
Характерно, что это происходит при росте согласия обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Из 7453 рассмотренных и прекращенных дел в особом порядке судебного разбирательства 4075 (54,7%).
Полное признание подсудимым вины и раскаяние в содеянном за пять последних лет выросло более чем в 2 раза, т.е. с 24,1% в 2006 году до 54,7% в 2010 году, что отвечает целям современной уголовно-правовой политики в целом, оптимизации судебной нагрузки и затрат. В мире ежегодно фиксируется около 500 млн. преступлений, они меняются вместе с человеком, жизнью.
Либерализации уголовной ответственности отвечает и рост удельного веса прекращенных дел судами с 19,1% в 2006 году до 23, 8% в истекшем, по реабилитирующим основаниям 7,4% от лиц, в отношении которых дела прекращены. Из них почти 8 тыс. за последние пять лет за примирением с потерпевшим по значительному количеству преступлений небольшой тяжести, что вполне можно было бы реализовать еще на досудебных стадиях, не передавая дело в суд, тем более при наличии заявления об этом потерпевшего. Принятые законодателем меры декриминализации целого ряда составов преступлений, а планируется более 200, устранению нижних пределов санкций, замене лишения свободы штрафами, сокращению судебных репрессий в целом оправдывают себя. Истекший судебный год уже соответствует этому курсу. Реформа УК РФ шагает. Из 68 составов исключены нижние пределы лишения свободы, 11 дополнены штрафами, 12 исправительными работами с исключением нижних пределов в 112 составах и др.
Это тем более исключительно актуально по отношению к несовершеннолетним, молодежи. Количество привлекаемых и осуждаемых несовершеннолетних продолжает последовательно уменьшаться, их стало меньше к 2009 году на 46%, на 58% к 2008 году, на 64,9% к 2007 году, 57,9% к 2006 году. Дела рассматриваются специализированными составами судей с ювенальными элементами, пилотные проекты которых продолжают анализировать и ФЗ не принят. В целом по стране, с учетом курса на гуманность, судимость несовершеннолетних за пять лет сократилась более чем в 2 раза, а правосудие все более приобретает характер восстановительного по отношению к подростку, как субъекту реабилитации и ресоциализации. В Академии Правосудия РФ введен курс ювенального права. В основном к подросткам применяется условное осуждение, реальное лишение свободы, с учетом преступлений небольшой и средней тяжести, как и в целом в РФ, сократилось на треть. Сказываются и решительные меры по ограничению продажи спиртных напитков и борьбе с игровыми, увеселительными заведениями. Кардинально меняется законодательство под контролем Президента РФ. Есть положительное и в области под контролем О.И. Бетина.
Пленум Верховного Суда РФ 1 февраля т.г. рассмотрел вопросы, связанные с особенностями применения законодательства о наказании по подростковым делам. СМИ называют это революционным событием, а рекомендации судам требуют особого подхода и к уголовной ответственности и наказаниям, с исследованием всех обстоятельств, приведших подростка к преступлению. Обращено внимание на обеспечение в разумные сроки качественного рассмотрения дел с учетом Конвенции – о правах ребенка (1989 г.), о защите прав человека и основных свобод (1950г.), Пекинских правил (1985г.), руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Судам в соответствии с требованиями ч.3 ст. 1 УПК РФ надлежит применять правила международного договора РФ, если им установлены иные правила, чем законодательством РФ. Уголовные дела во всех инстанциях должны рассматриваться наиболее опытными судьями.
Среди преступлений корыстной направленности преобладают кражи, хотя их количество в удельном весе сократилось с 35,8% в 2006 году, до 29,5%. А вместе с грабежами, разбоями, вымогательствами, мошенничеством, присвоением, растратами, преступлениями в экономической сфере, получениями и дачей взятки, количество алчных осужденных более 42,8% от всех осужденных. Тогда как, в 2009г. – 43,5%, 2008г. – 48,6%, 2007г. – 50,7%, 2006г. – 49,7%. За 5 последних лет это почти 20 тыс. человек, преступная мотивация которых требует соответствующей реакции, прежде всего в воспитательно-профилактических мерах, перераспределения имеющихся сил и средств. Дети должны знать и видеть людей, которые за счет собственного труда и собственной культуры смогли достичь результатов, оказаться во власти, науке, производстве, правоохранительной, судебной деятельности.
В этой кропотливой, ежедневной совместной работе на всех уровнях стратегический путь, расширение формата участия всех институтов гражданского общества и во всех антикоррупционных мероприятиях.
Острота проблем усиливается, несмотря на всеобщее осуждение.
В 2010 году антикоррупционная работа определялась обновленным национальным планом противодействия коррупции и стратегией. Докладывая Главе государства о реализации мероприятий в целом по стране Генеральный Прокурор РФ – Ю. Чайка сообщил, России удалось поднять международный рейтинг по шести рекомендациям. Это беспрецедентный случай. На сегодня «из 26 рекомендаций, высказанных России в 2008 году, засчитано полное выполнение девяти из них, частично 15; не выполнено всего две рекомендации», что связано с ответственностью юридических лиц. Повышено качество нормативных актов, в которых ежегодно выявляются или устраняются до 30 тыс. коррупциогенных факторов. Удалось остановить тенденцию снижения объективных показателей по выявлению и преследованию этих преступлений к середине года. Судами РФ вынесено более 8 тысяч обвинительных приговоров, третья часть из них за получение взяток. На треть возросло количество выявляемых взяток в крупном, либо особо крупном размере, судя по сообщению Министра внутренних дел, а с 1 марта т.г. в соответствии с новым законом о Полиции, руководителя нового ведомства.
«У нас создан новый орган –Следственный комитет России. Его компетенция в части расследования коррупционных преступлений вполне может быть усилена», - как сообщил Президент РФ на январском заседании Совета по противодействию коррупции. Его руководитель - А. Бострыкин с одобрением воспринял новые меры по совершенствованию уголовного законодательства, в т.ч. законопроект, который впервые вводит новые меры уголовного наказания, не связанные с лишением свободы – штрафы. Сегодня реальные сроки лишения свободы и тюрьма коррупционеров, взяточников и других лиц уже не пугает. Было предложено проанализировать судебную практику и проблему коррупции в этих сферах.
По делам коррупционной направленности, исходя из ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции» в области осуждено 428 чел., или 7,1% от всех осужденных, в 2009 году – 499 или 7%, в 2008 году – 630 или 7,6%, в 2006 году – 539 или 6,3%. Это практически на одном в среднем уровне. За получение взяток 22 человека, в 2006 году – 17 чел., за пять лет 94 человека.
За дачу взятки в тот же пятилетний период более 400 чел.
За преступления против интересов службы в органах власти и местного самоуправления, близких к процессу коррумпированности осуждено 35 человек, за пятилетие более 150 человек, наибольшее количество таких преступлений с реальным осуждением было в 2007 году – 55 человек.
Конечно, прав законодатель, следует согласиться и с руководителем нового Следственного комитета РФ, что в местах лишения свободы должно быть меньше таких осужденных. В зависимости от коррупционной суммы судам результативнее воздействовать штрафами. Время такой судебной практики впереди, она себя покажет. Мелкие взятки накажут разорительной суммой. Средний ее размер потяжелел и вырос по стране на 25%, т.е. до 30,5 тыс. руб., но в проделанной работе это лишь начало пути в реализации национального плана противодействия коррупции.
Большая опасность в том, что часть преступлений коррупционной направленности совершается работниками государственной гражданской службы в правоохранительных органах, организованными группами и сообществами, иерархически структурированными со строго распределенными ролями.
ФЗ от 25 декабря 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О противодействии коррупции» введена норма о декларировании своих доходов и членов семей, имущества и имущественных обязательств, уточнены требования к судьям. На этой основе нами разработаны и исполняются регламенты, выполняемые специальными комиссиями.
Должно быть больше «честных», для того, чтобы заниматься борьбой с коррупцией, как, впрочем, и незаконным оборотом наркотиков.
В течение пяти лет судебная статистика фиксирует довольно высокий уровень распространения наркотиков, особенно в молодежной среде. Они составляют более 10% все названные годы. Доминирующая мотивация – корысть, различные формы личной выгоды, что и вызывает озабоченность. За год почти в 5 раз произошел рост осужденных за эти преступления лиц, находящихся в состоянии наркотического и иного опьянения, преобладает связь с незаконным оборотом наркотиков. За последнее пятилетие в мерах уголовного наказания доля лишения свободы в пределах 27-29%. В абсолютном выражении она снизилась с 2466 в 2006 году до 1759 в истекшем, т.е. на 707 человек меньше направлено в исправительные учреждения, а в отношении несовершеннолетних за пять лет сократилось в три раза, т.е. до 29 чел. В каждом деле ставятся задачи выяснить причины контрольных закупок, провокаций, реформировать пределы санкций и по наркопреступлениям.
Почти 50% осуждено к условной мере наказания, а к такому новому виду наказания, как ограничение свободы приговорены 5 человек, по РФ их уже более 6 тысяч, приговорено к штрафу 8,3%, что несколько больше, чем в 2009 году и 2006 году. Из складывающейся практики в области следует извлекать уроки с учетом изменений верхних пределов и по совокупности в наказании.
Поэтапно к 2012, и к 2020 году систему назначения и исполнения наказаний предполагается завершить, что и будет определять судебную практику, близки прогнозы о сокращении лишения свободы в 2 раза.
Верховный Суд РФ, проанализировав практику с качеством приговоров, отметил негативную тенденцию в том, что в последние три года число ошибок с применением уголовного закона возрастает. Это показывает и региональный анализ судебной практики. Ошибки нельзя оправдать тем, что судьи не успевают следить за поправками в законодательстве, кардинальным образом не менявшегося последние годы. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление, обзоры есть.
Упрек справедливый. Судьям следует извлечь необходимые уроки под контролем руководителей судов и судебных инстанций. Учить надо постоянно, стажировать чаще, подбирать кадры лучше. Судья не имеет права на ошибку, хотя он тоже человек. Задача правосудия сегодня в том, чтобы эффективнее работал механизм, устраняющий нарушения человека в мантии. По этой причине поправки в УПК РФ, о стадиях проверки судебного решения, гарантировал его законность, обоснованность и справедливость. Поэтому в судах и появится новая инстанция – апелляционная, работающая во всей полноте полномочий. Элементы апелляции уже реализуются, хотя ФЗ должен вступить в силу с января 2013 года. Областные суды станут последней инстанцией. В истекшем году Верховный Суд РФ нечасто вмешивался в работу областного президиума.
О судебном контроле
Либерализация с индивидуализацией ответственности коснулась и института избрания меры пресечения в отношении обвиняемых и подозреваемых при усилении к этому внимания Конституционного и Евросуда по правам человека.
В прошлом году федеральными судами области рассмотрены ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении 723 лиц, удовлетворены в отношении 85,1%, из них только 11 несовершеннолетних. Это значительно меньше прошлого года. Арестовано почти 1 тыс. человек, т.е. 89,3%, из них несовершеннолетних – 15 чел. По сравнению с 2006 годом эти цифры меньше в 2 раза, а несовершеннолетних в 4 раза. Похожая динамика и с продлением срока содержания под стражей.
Выполнение июньского постановления Пленума Верховного Суда РФ, о практике применения мер пресечения в виде заключения под стражу, залога, домашнего ареста, в том числе к лицам в сфере предпринимательской деятельности, еженедельный мониторинг способствуют более эффективному решению судами этих вопросов. Аресты «на всякий случай» исключаются, основания принятия решений требуют конкретной мотивировки во всех стадиях решения судами вопроса о мере пресечения, за что спрос серьезно повышен вместе с ответственностью, что соответствует правовой политике либерализации ответственности, практике Евросуда по делам «сидельцев». Однако резервы в повышении спроса за причины продления ареста, волокиту, при этом еще имеются.
Определенный интерес в этой связи вызывает судьба решения вопроса о взятии и впоследствии освобождении судами подсудимых из-под стражи.
По приговорам самими судами взято под стражу с назначением реального лишения свободы 953 лица, т.е. 15,8% от всех осужденных, в 2009 году – 995 или 14%, в 2006 году – 864 или 10%. Отмечается некоторый рост. Вместе с тем, освобождены из-под стражи в ходе судебного разбирательства в прошлом году 10 человек против 14-ти в 2009 году и 98 в 2006 году. Это может свидетельствовать о более взвешенном подходе судей к вопросу избрания меры пресечения.
В истекшем году освобождены из-под стражи по приговору суда 94 человек, против 199, а в 2006 году – 205. Число лиц без достаточных оснований, арестованных до судебного приговора, сокращается. В ходе судебного заседания, по приговорам и постановлениям о прекращении дела освобождалось 104 человек, против 169.
Можно сделать вывод о том, что каждый седьмой обвиняемый необоснованно арестовывался. Есть в этом претензия и к судьям, все правовые основания тщательно следует взвешивать, рассматривать возможность о применении альтернативных мер.
Возникли и сложности. Более 60 тыс. человек по РФ не имеют постоянных источников дохода, а применили залог в качестве меры пресечения. Домашний арест в качестве альтернативы вышеназванному аресту по РФ применялся в отношении более чем 600 человек, а в 2008 году не более к 88. Эффективнее эта мера исполнялась органами внутренних дел, будет исполняться теперь уголовно-исполнительная система Минюста РФ. Следует отметить и результативность принятых МВД РФ мер по розыску скрывшихся от правосудия лиц, дела которых приостанавливались, почти половина уклонистов от правосудия в области установлены.
На том же уровне и объемы рассмотрения представлений, ходатайств и жалоб, в течение двух последних лет они составляют ежегодно около 20 тысяч, из них почти 60% - удовлетворяется.
Меньше чем в 2006 году удовлетворено ходатайств об УДО – почти на 30%.
Несколько возросло число удовлетворенных судами ходатайств следователей до 95,9%, против 94%, а на проведение оперативно-розыскных мероприятий практически до 100%.
Однако количество жалоб на лиц, осуществляющих судопроизводство (ст. 125 УПК РФ) стало 667, против 602, 519 в 2006 году. Третья часть из них удовлетворяется. Причины наиболее распространенных нарушений должны своевременно анализироваться и устраняться.
Возрастает роль судов в реабилитации. Необходимо указывать на это право в решениях даже при частичном оправдании, а не надеяться только на порядок гражданского судопроизводства.
Аналитическая работа
В новых условиях более интенсивного судебного реформирования, разработки, принятия и начала практической реализации, названных новелл, значительно активизировалась аналитическая работа во всех судах и инстанциях, в которых задействованы не только судьи, но и работники аппарата, сотрудники Судебного департамента, управления по работе с мировыми судьями. Этот уровень нельзя ослаблять.
Целенаправленно проанализирована судебная практика с извлечением уроков, с тем, чтобы судебная власть сегодня и наперед обладала гарантиями для самостоятельного и эффективного функционирования, от уровня которых зависит безопасность, самочувствие граждан, уверенность в том, что права не будут нарушены, справедливо восстановлены при нарушении по стандартам не ниже международных.
Прежде всего, обобщалась, практика:
- назначения наказаний по делам небольшой и средней тяжести;
- о преступлениях экстремистской, террористической направленности, разного рода политической, идеологической, национальной, религиозной составляющих;
- предложения по оптимизации судебной нагрузки по срокам рассмотрения уголовных дел;
- об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста;
- о назначении по делам коррупционной направленности дополнительного наказания, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- о практике рассмотрения судами дел коррупционной направленности и их предупреждению с анализом позиций сторон в состязательном процессе и постановленных приговоров и ряду других актуальных вопросов.
Основными направлениями аналитической работы по гражданским и административным делам также были вопросы соблюдения сроков рассмотрения дел и перехода на апелляционный порядок.
Изучена практика:
- по возмещению материального вреда, причиненного нарушением разумных сроков рассмотрения дел и исполнения судебных решений;
- о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме в 2008-2009 годах;
- о спорах, связанных с воспитанием детей;
- об административных правонарушениях в связи с незаконной организацией и проведением азартных игр в 2009-2010 г.г.;
- по делам об исправлениях и изменениях в записи актов гражданского состояния;
- о правилах подведомственности по делам, рассмотренных в 2010 году;
- по вопросам эффективности работы судебной коллегии о соблюдении судами разумных сроков рассмотрения дел за 2008-2010 годы;
- по делам об административных правонарушениях, по которым производство прекращено;
- о применении ФЗ «О средствах массовой информации»;
- о практике назначения и проведения экспертиз;
- об административной практике по делам миграционной направленности;
- о реализации судами Конвенции о защите прав человека и гражданина;
- о спорах, вытекающих из наследственных правоотношениях.
Проверена работа по соблюдению разумных сроков в Котовском городском суде.
Ежемесячно проводились семинарские занятия с федеральными и мировыми судьями по актуальным проблемам и причинам допускаемых ошибок, в том числе в связи с введением апелляции, реализацией ФЗ № 262 от 22 декабря 2008 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 июля 2010 года.
Многие результаты изучения судебной практики обсуждались на заседании президиума с приглашением судей Мичуринского городского и ряда других судов, а также на совместных семинарах и научно-практических конференциях в координации с прокуратурой, управлением госрегистрации, службы судебных приставов, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, на учебно-практических семинарах юристов области.
Здесь хочется выразить слова благодарности судьям, аппарату, председателям судов, Судебному департаменту.
Все это не могло не отразиться на результатах, эффективности судебной защиты прав граждан, достаточно высоком качестве в целом правосудия в области. Председатели судебных коллегий располагают всеми аналитическими данными, характеризующими и допущенные ошибки. Все они анализируются достаточно критически, о характере мер дисциплинарного воздействия проинформирует председатель квалификационной коллегии судей. В целом по РФ к этой ответственности привлечено за год 267 судей, 52 лишены полномочий досрочно, 245 – предупреждены за грубые нарушения закона, кодекса этики судьи, 9 – привлечены к уголовной ответственности и осуждены.
Европейский суд по правам человека меняет практику по РФ, он принял 206 постановлений, в 11-ти из которых не установил каких-либо нарушений, хотя до 2008 года их рост был. 156 поступивших постановлений исполняются, обсуждены они и судьями. Количество их уменьшилось, а количество жалоб от граждан растет, более часты отказы из-за неприемлемости, неиспользовании внутринациональных средств.
С учетом изменений в процессуальном законодательстве, введением апелляционных процедур, Верховный Суд РФ прогнозирует минимальное рассмотрение дел в Европейском суде. Как подчеркнул на февральском т.г. совещании по итогам года Председатель Верховного Суда РФ - В.М. Лебедев, необходимо обратить особое внимание на выполнение требований УПК РФ, рекомендаций Верховного Суда РФ об исчерпывающей мотивированности в избрании меры пресечения и ее продлении судами, на что обращает особое внимание и Евросуд.
Об открытости и доступности
Президент РФ – Д.А. Медведев постоянно подчеркивает, что современный суд, правоохранительные органы должны быть открыты для общества и его контроля.
«Открытость правосудия содействует развитию правового государства, институтов гражданского общества тогда, когда граждане в значительной степени информированы о своих правах и обязанностях, их защищенности. Это связано с практической реализацией правового принципа гласности в деятельности всех органов власти, особенно с судебным реформированием, вступлением России в международное правовое сообщество в качестве равноправного партнера в едином цикле правопонимания и правоприменения. Важны не только правовые идеи, но и отработка правовых позиций с учетом меняющихся задач, восприятием и поддержкой населением». Правосудие должно не только вершиться, должно быть видно, что оно вершится.
С принятием ФЗ № 262, вступлением его в силу в истекшем году, люди получили больше возможности в доступе к судебной информации обо всем комплексе текущих и стратегических мер по предупреждению преступности, предотвращению коррупции, формированию условий по реализации и защите прав и свобод в понятных и открытых судебных процедурах.
По данным Верховного Суда РФ на сайтах, 20 млн. интернет - страницах размещена полная информация о деятельности судов всех уровней, размещена информация по более 2-м млн. делам и жалобам, используется аудио и видео-технологии с протоколами судебных заседаний. Архивы переводятся в электронный вид, ведется работа по созданию единого информационного центра. С введением государственной автоматизированной системы ГАС «Правосудие» начало этому было положено и в области.
В странах Евросоюза сочли очень высоким его интеллектуальный и инновационный уровень. Выполнение требований названного закона сделает практику судебных разбирательств более законной и справедливой. Во всех судах имеется компьютерная техника, специальное программное обеспечение, организованы каналы доступа к Интернету. Мы отслеживаем и проверяем контекст наших веб-ресурсов, актуальность информации, своевременность ее появления. В судах действуют информационные киоски, приемные граждан. Учитываются определенные ограничения в 13-ти федеральных законах и 4-х международных нормах, связанные с охраной врачебной, профессиональной, личной и др. тайн. Эти темы требуют особой осторожности, но если не затрагиваются гостайна, личные отношения, то купировать фамилии участников открытого процесса не следует. Сведения о своей работе размещают в Интернете примерно 57% мировых судей, как и в целом в России. Это при изъятии информации по судебным приказам на десятки тысяч законодателем.
Подробности коснутся другие выступающие. Отмечу лишь основное, что гражданам стало легче отслеживать лично организационно-правовые вопросы, связанные с ходом любого процесса на всех его этапах.
Зарубежными актами, например, предусматривается более ограниченный характер доступа к указанной информации. В Нидерландах единый Интернет сайт, основанием для размещения текстов является общественная значимость решения, интерес СМИ к нему, что составляет не более 10-15% от общего количества решений, персональные данные не раскрываются. В Великобритании нет специального закона о доступе к информации судов, последние делают это по своему усмотрению.
Безусловно, этот процесс будет совершенствоваться, реализуя принцип гласности в ходе судебно-правовой реформы и развития информационных технологий. В повседневной работе мы постоянно опираемся на СМИ, проводим совместные круглые столы, недавно была встреча по защите избирательных прав. Все это происходит в максимально уважительной атмосфере, граждане не только в курсе судебной практики, но и судейской этики, новый проект кодекса уже обсуждается общественностью перед вынесением на VIII Всероссийский съезд судей в канун 20-летия судебной реформы.
Решается и системный комплекс других вопросов из пакета Президента РФ.
Упразднена процедура переназначения судей по истечении первого трехлетнего срока пребывания в должности судьи, что укрепляет независимость судей, снижает возможность злоупотреблений на этой почве. Введен новый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности с компетенцией дисциплинарного судебного присутствия, который уже рассмотрел более 30-ти дел с выводами для обсуждения и принятия мер.
Появилась правовая база об альтернативном урегулировании споров с помощью медиации. Необходимо безотлагательно постигать особенности медиа-процессов. В ряде регионах десятки медиаторов получают лицензии. Все это направлено и на снижение судебной нагрузки, улучшение качества рассмотрения споров.
Принят и ФЗ «О военных судах Российской Федерации».
Расширен перечень участников процесса, чьи персональные данные (Ф.И.О.) не подлежат купированию.
Президент РФ в мае 2010 года поручил высшим должностным лицам субъектов РФ во взаимодействии с полномочными представителями Президента РФ в округах принять меры о размещении с сети Интернет информации о деятельности мировых судей с представлением сведений в Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.
Кроме прозвучавших в ходе выступления, можно было бы обсудить и предложить:
- увязать растущую нагрузку с организационно-правовой, технической активизацией;
- рассмотреть возможности закрепления процессуального положения помощников судей;
- внести в процессуальные кодексы положения о возможности ограничения обжалования, судебной дискреции, особенно по гражданским делам;
- ввести штрафные санкции за злоупотребление процессуальными правами, а также ответственность сторон за непредставление в разумный срок запрошенных судом сведений;
- разработать критерии увеличения разумного срока в судебных инстанциях.
Возникают проблемы в необходимости организации, особенно при внедрении и расширении апелляции, новой кассации, специальных составов в рамках коллегий, учитывая и рост нагрузки при обжаловании решений, принятых первой инстанцией областных судов по заявлениям о нарушениях разумных сроков, при обжаловании, так называемых «промежуточных» решений (Глава 45 УПК РФ).
Есть претензии не только к экспертным учреждениям, по ухудшению работы почты.
В Октябрьском районе на участках мировых судей взломали почтовые ящики и практически уничтожили корреспонденцию. Соседствующие с судами в арендуемом помещении организации не проявляют готовности к созданию надлежащих условий для мирового правосудия в защиту граждан.
Независимость защиты граждан в суде вновь испытывается непонятным отношением Минфина РФ к поручению Президента РФ по упорядочению присвоения квалификационного класса судье. Ведомство вышло за пределы поручения и в нарушении уже установленных законом критериев оплаты труда готовит новые правовые принципы в оплате труда судей без учета правовых особенностей, хотя позиция судейского сообщества иная, без каких-либо изменений.
В постановлении конференции, возможно, отразится необходимость организационно-правового решения названных вопросов.
Эффективность правосудия возможна тогда, когда общественность в полной мере доверяет способности суда выполнять свои функции, независимо, беспристрастно. Утрачивая доверие, мы теряем уверенность граждан в этой способности и возможности. Конечно, дело тут не в личной выгоде. Судьи несут ответственность за применение внутригосударственных и международных норм с участием России.
Поэтому, судья должен быть чистым, честным и справедливым, в этом ему нужна общественная поддержка, использование всего потенциала не только открытости, но и доступности к правосудию, к информации о деятельности судов и судей, помощь для своевременного устранения причин проявления порой грубости, бестактности морального, интеллектуального свойства, не говоря о хамском поведении по отношению к людям, что заслуживает самой негативной оценки судейского сообщества.
Мы должны стремиться к тому, чтобы не было и в мыслях этих фактов, хотя сообщения о них поступают. Этому может способствовать активизация работы Совета судей, ее комиссии по этике, повышаются и требования к руководителям судов, направленная на соблюдение норм материального и процессуального права, Кодекса судейской этики.
Вновь напомню, все это связано с реальным процессом воспитания и подготовки судьи «Новой породы» с чистой совестью, честного, неподкупного, благородного, способного слушать и слышать, готового к открытости и доступности, имеющего стержень не только высокого профессионализма, но и порядочности. Большинство наших судей отвечает этим требованиям, в этом залог успеха и в будущем.
О координации усилий пресс-служб со СМИ, журналистами в количественном и качественном отношениях, о новых результатах в эффективной защите граждан, мы сегодня еще услышим в выступлениях.
Новых достижений, уважаемые коллеги. До новых встреч.
Спасибо за внимание!
Председатель Тамбовского
областного суда
Заслуженный юрист РФ В.В. Назаров