Доклад
начальника Управления Судебного департамента
на конференции судей Тамбовской области
11 марта 2011 года
Уважаемые члены президиума, делегаты конференции.
Деятельность Управления в истекшем 2010 году была направлена на укрепление самостоятельности судов, независимости судей, обеспечение нормального функционирования федеральных судов, повышение авторитета судебной власти, доступности правосудия.
Из многообразия задач, стоящих перед Управлением, были выделены наиболее актуальные, первоочередные, на решении которых было сконцентрировано основное внимание. Прежде всего, это информатизация деятельности судов, внедрение государственной автоматизированной системы «Правосудие». Постоянно в поле зрения находились вопросы организационно-правового, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения судов.
По ряду наиболее важных вопросов проводились заседания коллегии совместно с Советом судей области. Всего в истекшем году проведено 10 заседаний коллегии.
В рамках реализации Федерального закона № 262 – ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов», который вступил в силу с 1 июля 2010 года, для более широкого обеспечения доступа граждан к правосудию каждый районный суд имеет Интернет-сайт, на котором размещена вся необходимая информация, в том числе и принятые судебные акты.
В целях доступности правосудия, повышения эффективности работы с заявлениями и обращениями граждан в судах области созданы и действуют приемные.
Основными задачами приемных являются обеспечение реализации прав граждан на обращение в суд за защитой законных интересов, упорядочение процедуры реализации права на судебную защиту, оптимизация документооборота, исключение общения судей со сторонами до рассмотрения дела.
В 13 судах прием граждан осуществляется в отдельных комнатах. В других судах, из-за отсутствия дополнительных площадей, прием ведется на рабочих местах.
Деятельность приемных обеспечивается помощниками судей, работниками отделов делопроизводства. Приемные как самостоятельные структурные подразделения, в связи с недостаточной штатной численностью работников аппаратов районных судов общей юрисдикции, отсутствуют.
Во всех судах имеются утверждённые председателями судов Положения о приемных и Регламенты организации деятельности приемных.
В плане организации деятельности судов работниками Управления проверено 11 районных судов по следующим направлениям: организация судебного делопроизводства, ведение подсистем ГАС «Правосудие», наполнение Интернет-сайтов судов, состояние учета и статистической отчетности, деятельность администраторов.
Изучена работа: Кирсановского, Моршанского, Никифоровского, Первомайского, Петровского, Пичаевского, Ржаксинского, Староюрьевского, Тамбовского районных, Мичуринского городского судов области, Октябрьского районного суда г. Тамбова.
По результатам проверок составлялись аналитические справки, которые обсуждались на оперативных совещаниях, семинарских занятиях, направлялись в суды для устранения недостатков. Результаты проверок Петровского, Первомайского районных судов рассматривались на заседаниях коллегии Управления. По результатам рассмотрения виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Своевременное рассмотрение дел в судах существенно осложняется сложившимися сроками доставки почтовой корреспонденции, которые значительно увеличились в связи с реорганизацией почтовой службы, ликвидацией почтовых отделений в отдельных сельских районах.
Управлением, председателями судов, судьями, начальниками отделов делопроизводства регулярно принимаются различного рода меры, а так же обращается внимание начальников почтамтов УФПС Тамбовской области – филиалов ФГУП «Почта России» на ненадлежащее исполнение нормативов по доставке и соблюдению сроков пересылки письменной корреспонденции операторами почтовой связи и необходимостью устранения нарушений. В отдельных районах области сотрудники почтовых отделений за совершение правонарушений предусмотренных статьей 13.26 КоАП РФ привлекались к административной ответственности.
Негативно сказывается на нормальной деятельности суда по осуществлению правосудия, на сроках рассмотрения уголовных дел, по которым подсудимые содержатся под стражей, сокращение изоляторов временного содержания в районах области.
В июне-июле текущего года прекращена деятельность изоляторов временного содержания и конвойных подразделений ОВД по г. Моршанску, Сампурскому и Уметскому районам, а с 8 октября – по Петровскому, Никифоровскому, Бондарскому, Ржаксинскому, Мучкапскому, Гавриловскому, Пичаевскому, Староюрьевскому, Токаревскому и Тамбовскому районам.
Функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых возложены на ИВС соседних районов, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга. При одновременном рассмотрении уголовных дел с подсудимыми, содержащимися под стражей, сразу в нескольких судах, или одновременном взятии под стражу граждан в зале суда, возникают проблемы доставки подсудимых конвойным подразделением из-за нехватки сотрудников и автомашин.
Из 28 районных (городских) судов области конвойные помещения оборудованы в 23 судах.
Помещения для подсудимых и конвоя отсутствуют в Первомайском, Уметском районных судах, где нет возможности оборудовать эти помещения в связи с малой площадью суда. В Петровском, Пичаевском, Староюрьевском районных судах конвойные помещения будут оборудованы в ходе проведения комплексного капитального ремонта, планируемого в 2011 году.
В истекшем году большое внимание уделялось работе по обеспечению безопасности судебной деятельности, технической укрепленности зданий и помещений судов.
В 2010 году Управлением заключены государственные контракты на охрану зданий судов Тамбовской области (гражданской коллегии Октябрьского районного суда, уголовной коллегии Ленинского районного суда г. Тамбова, Советского районного суда г. Тамбова и Мичуринского городского суда) с милицейскими подразделениями вневедомственной охраны.
Системами видеонаблюдения оборудованы 17 судов. Рассказовский районный суд, Октябрьский районный (гражданская коллегия), Ленинский районный (гражданская коллегия) суды г. Тамбова оборудованы внутренней системой видеонаблюдения.
Системой речевого оповещения оборудован Октябрьский районный суд г. Тамбова.
Оборудование зданий федеральных судов общей юрисдикции средствами связи между залами судебных заседаний и помещениями для подсудимых и конвоя планируется производить по мере финансирования.
Охранно-пожарная сигнализация установлена в 25 зданиях судов.
Принудительно-вытяжной вентиляцией оборудованы помещения для подсудимых и конвоя в пяти судах области: Ленинском, Октябрьском районных судах г. Тамбова, Тамбовском, Кирсановском районных, Мичуринском городском судах области.
В этом году Кирсановский, Мичуринский районные суды переедут в новые здания, где все залы судебных заседаний и кабинеты судей будут оборудованы кнопками экстренного вызова, выведенными на пульт приставов по ОУПДС, оснащены системами видеонаблюдения и охранно-пожарной сигнализации.
Одним из приоритетных направлений деятельности Управления является информатизация судов.
Во всех судах функционируют подсистемы ГАС «Правосудие» «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений». Работает модуль «Автоматическое распределение дел». Имеется техническая возможность для публикации информации в сети «Интернет», в том числе посредством автоматической выгрузки. Сети смонтированы во всех судах.
В 12 судах области установлены и функционируют информационные киоски.
Количество штатных специалистов, ответственных за информатизацию судов, 21 единица. 9 специалистов осуществляют сопровождение деятельности судов на основании гражданско-правовых договоров. С этими специалистами проведено 5 семинарских занятий.
В 2010 году Управлением для районных судов было приобретено 202 персональных компьютера, 17 серверов. Централизовано поставлено 10 серверов, 4 сервера безопасности «Кольчуга», 7 информационных киосков, 4 мобильных комплекса защиты свидетелей.
Всего в районных судах имеется 866 компьютеров.
Постоянно в поле зрения Управления находятся вопросы финансового и материально-технического обеспечения судов.
Всего в истекшем году на содержание районных (городских) судов, гарнизонного военного суда, мировых судей, Управления Судебного департамента, Совета судей области, квалификационной коллегии судей израсходовано 629млн.132 тыс.руб.
Позитивная динамика финансирования судебной системы в целом в 2010 году помогла решить ряд важных назревших проблем в деле капитального строительства, ремонта и эксплуатация зданий и сооружений.
На выполнение мероприятий аналитической ведомственной целевой программы «Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции на 2008-2010 годы» в 2010 году выделено 28 млн.руб. Завершён комплексный капитальный ремонт здания Кирсановского районного суда (г. Кисанов, ул. Интернациональная, 14), выделенные денежные средства освоены полностью.
Кроме того, на проведение ремонтных работ, содержание и эксплуатацию зданий получено и освоено почти 20 млн.руб.
Работы по капитальному и текущему ремонту производились в зданиях: Жердевского, Инжавинского, Мичуринского (г. Мичуринск, ул. Красная, 75), Петровского, Рассказовского, Староюрьевского, Тамбовского, Уваровского районных судов, Котовского городского суда, а так же Ленинского, Октябрьского судов г. Тамбова.
Управлением собраны и представлены в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации документы на включение в проект Перечня строек для федеральных государственных нужд, финансируемых за счёт государственных капитальных вложений, двух объектов:
- здания для размещения Советского, Тамбовского районных судов и Управления Судебного департамента в Тамбовской области по адресу: г. Тамбов, ул. Интернациональная, 63;
- здания Моршанского районного суда по адресу: Тамбовская обл., г. Моршанск, ул. Ленина, д. 15-а.
Сформированы и представлены в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации документы на включение в аналитическую ведомственную целевую программу пяти зданий федеральных судов общей юрисдикции, нуждающихся в проведении комплексного капитального ремонта в 2011-2013 годах: Мучкапского, Петровского, Пичаевского, Ржаксинского и Староюрьевского районных судов Тамбовской области.
Основной целью при подготовке к отопительному сезону являлась своевременная подготовка зданий и сооружений судов к осенне-зимней эксплуатации, обеспечение безаварийного теплоснабжения в течение всего периода эксплуатации.
В целом подготовка систем теплоснабжения во всех судах была закончена в установленный срок, отопительный период подходит к завершению, и за это время ни каких сбоев не было.
Распределение и учет материально-технических средств ведется исходя из норм обеспечения. Улучшено материально-техническое обеспечение судов автотранспортом, мебелью, оргтехникой, кондиционерами и другими основными средствами на общую сумму около 9 млн. руб.
На приобретение служебного обмундирования было выделено 1650 тыс. рублей, что позволило снять напряжённость на этом направлении работы.
Юридическим отделом осуществлялось правовое сопровождение деятельности Управления. Размещены заказы для нужд районных (городских) судов области, гарнизонного военного суда и Управления
Путем торгов и запроса котировок цен проведено 97 закупок.
В результате размещения заказов путем проведения торгов (открытый конкурс, открытый аукцион) и без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика) юридическим отделом разработано и заключено 1183 гражданско-правовых соглашения и Государственных контрактов, с проведением по ним правовой экспертизы.
Опыт работы Управления по созданию юридического отдела рассмотрен на заседании коллегии Судебного департамента, признан положительным и направлен в субъекты Российской Федерации для изучения и применения на практике.
Работа с кадрами. Штатная численность судей районных судов и гарнизонного военного суда составляет – 201 единица (фактически работает 191 судья), работников аппаратов судов – 581 единица. Из 60 мировых судей фактически работает- 56.
По сообщению Судебного департамента, сокращение должностей судей и аппарата судов не планируется.
За отчетный период численность работников аппаратов судов увеличена на 3 единицы (дополнительно выделены специалисты по информатизации).
В настоящее время помощников имеют 180 судей - 84% от штатной численности судей. На 2011 год дополнительные штатные единицы помощников не выделяются.
Работники Управления осуществляют тесное взаимодействие с квалификационной коллегией судей. Представитель Управления присутствует на заседаниях коллегии, где высказывает мнение Управления о рекомендации кандидата.
Организация санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, и членов их семей.
18 декабря 2009г. вопрос организации санаторно-курортного лечения судей и членов их семей рассмотрен на заседании Совета судей области. В связи с тем, что 85% судей области изъявили желание получать компенсацию санаторно-курортного лечения, Советом судей было вынесено решение:
1.1. Управлению Судебного департамента в Тамбовской области предусмотреть резерв денежных средств для реабилитационно-восстановительного лечения судей, перенесших тяжелое заболевание, и нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
В случае выделения санаторно-курортных путевок через страховую компанию, путевки выделять только действующим судьям и судьям, пребывающим в отставке.
Страховой компанией в 2010 году выделено 13 путевок. Управлением приобретено 7 путевок.
Судьям, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, выплачена денежная компенсация в размере 50 тыс.600 руб.
За отчетный период жалоб или каких-либо нареканий со стороны судей и членов семей не поступало.
В 2010 году медицинское обслуживание судей осуществлялось страховой компанией «МАКС» на должном уровне. Кроме того, Управление тесно работало с органами здравоохранения области, налажена работа по медицинскому обслуживанию за счет средств обязательного медицинского страхования.
В декабре 2010г. был организован медицинский осмотр судей районных судов, мировых судей, работников Управления в «Центре здоровья» Тамбовской областной клинической больницы. Осмотр включал в себя комплексное обследование сердечно-сосудистой системы.
В отчетном периоде Управлению на приобретение жилья судьям выделены денежные средства в сумме 1млн.600 тысяч рублей.
Выделена единовременная субсидия в сумме 1млн. 36 тыс. рублей на приобретение жилья работникам аппарата судов.
Жилищной комиссий денежные средства распределены строго в соответствии с очередностью.
В отчётном периоде проведены семинарские занятия с начальниками отделов делопроизводства, главными специалистами и администраторами судов по организационно-правовым, кадровым, финансовым и материально-техническим вопросам.
7 декабря 2010г. проведен круглый стол, организованный Общественным комитетом «За открытость правосудия» по теме «Открытость правосудия и современные коммуникации».
В мероприятии приняли участие журналисты, пресс-секретари судов, председатели городских судов, начальник отдела по связям со СМИ Судебного департамента при ВС РФ Зиятдинов В.Р.
В заключении хочу сказать, что выполненный в отчетном периоде объем работы в целом свидетельствует о том, что Управление Судебного департамента располагает необходимым кадровым и интеллектуальным потенциалом для эффективного решения стоящих перед нами задач.
Спасибо за внимание.
Начальник Управления Ю.А.ШУТИЛИН