События 2020 года, связанные со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране, привели к изменению привычного уклада жизни, а также стали стимулом для трансформации как социальной действительности, так и институтов государственной власти.
В связи с пандемией были введены ограничения, которые внесли свои коррективы в деятельность судебной власти. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, судебная система не только не остановила свою работу, но и быстро перешла на новые дистанционные форматы организации судебного процесса и деятельности всей судебной системы. Были приложены все усилия по обеспечению доступа к правосудию граждан и организаций, для эффективной реализации гарантий защиты прав и свобод.
Пандемия привела к появлению новых форм организации судебной деятельности, к новым способам социального взаимодействия, изменив общепринятые представления об организации судебного процесса и подготовки к нему.
Ограничения, связанные с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, способствовали выявлению и слабых мест в работе судебной системы, которые позволяют нам наметить основные направления ее совершенствования в ближайшее время.
Стало очевидным, что без современных цифровых технологий и технической модернизации невозможно представить качественное и эффективное правосудие. Далеко не все возможности современных технологий использует судебная власть: не окончательно обеспечен переход к цифровизации процессуальных документов, не полностью осуществлен отказ от бумажных носителей информации, не все информационные сервисы удобны и понятны для обычных пользователей. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ сделан огромный шаг по пути внедрения новых технологий, но предстоит сделать еще больше.
Мы и ранее обращали внимание на необходимость технической и технологической модернизации, уже ведется работа по созданию суперсервиса «Правосудие онлайн», о котором я неоднократно рассказывал. Но создать сервис как таковой это не единственное, что нужно сделать. Кроме создания необходимо внедрить его в жизнь, обучить пользоваться им судей, сотрудников аппарата судов и граждан, сделать его удобным для всех представителей гражданского общества.
Ведь именно в праве, в судебных постановлениях отражается социальная практика, а значит, для того чтобы понять юридический механизм, на него нужно смотреть через социальную и человеческую призму.
Условия новой реальности приводят нас к мысли, что внедрение таких сервисов − это не создание еще одного способа взаимодействия с судебной властью, а организация нового формата работы судебных и иных органов власти. Это не запасной вариант, а новый путь, и подходить к этому нужно именно с таким настроением, не откладывая в долгий ящик.
Новые цифровые технологии, конечно же, не панацея, они никогда не заменят судью, но они должны быть действенным его помощником, повышающим эффективность судопроизводства.
Адаптивность к новым условиям, оперативность и комплексность принимаемых мер позволят обеспечить конкурентоспособность российской юрисдикции с зарубежными аналогами.
Советом судей Российской Федерации будет продолжена работа по развитию информатизации и автоматизации судов, а именно: организации дистанционного участия в заседаниях, расширению сервисов электронного правосудия, внедрению в судах новых интеллектуальных информационных технологий, автоматизации рутинных трудоемких операций судопроизводства (таких как регистрация процессуальных документов, подготовка протоколов заседаний и др.), закреплению электронного документооборота между судами, обеспечению приоритетности электронных форматов обращения в суд, взаимодействия с заявителями в дистанционном формате и так далее.
При этом нужно помнить, что право было и остается сложным социальным явлением, что это не геометрическая фигура, и доказательства в праве − это не доказательство теорем. У права своя логика в форме прежде всего судебных процедур, которые организуют и интерпретируют социальные отношения, вычленяя из них значимые юридические факты.
Совет судей также поддержал проект федерального закона, подготовленный Минюстом России во исполнение плана мероприятий федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Законопроектом комплексно регулируются и закладываются основы «онлайн-правосудия», что позитивно отразится на доступности правосудия и гарантиях права на судебную защиту.
Относительно текущей деятельности судов следует сказать, что еще имеют место некоторые организационные и технические проблемы, связанные с оборудованием всех судебных залов в России, возможностью ведения судебных процессов в дистанционном формате, а также технологической возможностью передачи потока видеоинформации в больших объемах. Требует совершенствования и система ГАС «Правосудие», которая должна постоянно расширять свой функционал для полноценной реализации электронного правосудия.
Судейское сообщество признает наличие проблем и трудностей, однако стоит подчеркнуть, что введенные в связи с эпидемиологической обстановкой ограничения – это дополнительная возможность перестроить работу судебной власти и адаптировать ее к новым запросам общества.
Судебная реформа 2018 года, инициированная Верховным Судом Российской Федерации, начинает приносить свои плоды. В сложных условиях, связанных с пандемией, пришлось выстраивать работу и новым кассационным и апелляционным судам. Результаты прошедшего периода свидетельствуют о положительной динамике и повышении качества отечественного правосудия, что отмечается и международным сообществом. Однако есть и возникшие в процессе реализации судебной реформы проблемы, на которые нужно обратить внимание.
Одной из таких проблем по-прежнему является очень высокая нагрузка на кассационные суды, так в месяц на одного судью приходится порядка 130 дел, рассматриваемых в гражданском процессе, в административном и уголовном процессе нагрузка не намного ниже. Иногда рассмотрение самих дел затягивается до позднего вечера, судьи и работники аппарата суда работают без полноценных выходных и отпусков.
Решению данной проблемы может способствовать изменение подхода к работе аппарата судов по взаимодействую с участниками процесса. С этой целью как представляется, необходимо создать единый федеральный реестр электронных почтовых ящиков сторон, участвующих в процессе (физических лиц и организаций, органов государственной и муниципальной власти). Изменение адреса электронной почты в таком федеральном реестре возможно только в разрешительном порядке с обязательным уведомлением. Такая система уже широко используется в иностранных государствах. Это позволит избежать злоупотребления правом со стороны недобросовестных участников процесса в вопросах уклонения от получения юридически значимых документов, волокиты в судебном процессе.
Полагаю, что это предложение не потребует больших финансовых затрат и каким-либо инородным социальным явлением не является, так как практически у всех организаций и граждан такая электронная почта имеется. Требуется лишь изменить ее статус. И это касается только адреса электронной почты, используемой для делового общения в рамках судебного процесса.
Создание единого реестра электронных почтовых ящиков, который предусматривает обязательства для сторон в получении через электронные ящики юридически значимых извещений, будет способствовать реализации целей государственной программы «Информационное общество» и позволит сократить время и расходы на доставку юридически значимых сообщений, таких как уведомления, извещения, копии судебных постановлений и так далее. Сейчас аппарат и помощники судей заняты рутинной бумажной работой и техническими вопросами, они вынуждены рассылать копии судебных постановлений на бумажных носителях участникам судебного процесса, которых бывает значительное число, и это серьезно осложняет работу.
Надеемся, что реализация такого рода предложений будет способствовать повышению эффективности правосудия, а также снижению нагрузки на судей и работников аппарата судов.
Как вам известно, во многих регионах сохраняются меры, направленные на обеспечение эпидемиологической безопасности населения, в том числе связанные с ограничениями на проведение массовых мероприятий. В Москве в соответствии с указом мэра Москвы действие введенных ограничений продлено до 15 января 2021 года включительно. В связи с изложенным Совет судей Российской Федерации считает невозможным в текущих условиях проведение X Всероссийского съезда судей в 2020 году. Его проведение станет возможным, как только будут сняты ограничения и улучшится эпидемиологическая ситуация.
Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку в стране, работа по подготовке Всероссийского съезда судей не прекращается. По состоянию на текущий момент, конференции судей прошли во всех субъектах, делегаты на съезд судей избраны. Комиссиями Совета судей подготовлены итоговые отчеты, справочные материалы, предложения по совершенствованию работы судебной системы.
Органы судейского сообщества переходят на дистанционный формат работы. Были подготовлены предложения по организации работы Совета судей в формате «онлайн» с использованием информационно -телекоммуникационных технологий в режиме ВКС, в том числе разработан порядок проведения мероприятий Совета судей в онлайн-режиме, а также правила по организации выборов в органы судейского сообщества путем тайного голосования в режиме видеоконференции. Данные нововведения позволят сохранить гибкость в случае длительного сохранения опасности распространения новой коронавирусной инфекции.
Достаточный объем финансирования правосудия и обеспечения социальных гарантий судей является неотъемлемой частью независимости судебной власти. Советом судей совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде на постоянной основе ведется работа по социальному обеспечению судей. В порядке исполнения поручений IX Всероссийского съезда судей доработан проект федерального закона «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи», регулирующий вопросы пенсионного обеспечения судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, ушедших на пенсию до принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Постоянное внимание уделяется решению вопроса о медицинском и санаторном обеспечении судей, решению жилищного вопроса.
Информационная политика, открытость и гласность работы судебной власти стали частью общей стратегии развития судов. Приоритетом для нас является поиск новых подходов и форм взаимодействия с гражданским обществом, средствами массовой информации, органами государственной власти.
В сентябре текущего года представители судейского сообщества приняли участие в XXIV Форуме современной журналистики «Вся Россия-2020», организованном Союзом журналистов России. На форуме обсуждались вопросы выявления и разрешения проблем, возникающих в ходе освещения деятельности судебной системы средствами массовой информации, повышения открытости и доступности правосудия, использования социальных сетей и проведение онлайн-трансляций судебных заседаний в период пандемии, формирования правосознания и повышения правовой культуры граждан, укрепления доверия к судебной власти.
Особое внимание комиссий Совета судей в текущем году уделялось особенностям присутствия судей в интернет-пространстве, разработаны предложения о правилах поведения судей при ведении аккаунтов в социальных сетях. Также актуальным остается совершенствование работы пресс-служб судов.
Для повышения профессионализма и взаимодействия со СМИ был организован Всероссийский конкурс пресс-служб судов и органов Судебного департамента. Данный конкурс был проведен в рамках реализации Концепции информационной политики судебной системы на 2020−2030 годы, развития информационной открытости, всестороннего освещения деятельности судебной системы, а также для распространения лучших практик региональных пресс-служб по формированию позитивного имиджа судебной власти и созданию единого информационного пространства.
В целом на протяжении последних лет наблюдается стабильная позитивная тенденция повышения открытости судебной власти для общества. Инициирование создания площадок для диалога со стороны судейского сообщества также положительно отражается на расширении информирования общественности о деятельности органов правосудия.
В октябре 2020 года состоялась организованная Советом судей научно-практическая конференция, посвященная X юбилейному Всероссийскому съезду судей. Ключевыми темами конференции стали роль судебной власти в современном мире, гарантии статуса судей, взаимодействие судейского корпуса с ветвями власти. Участие приняли судьи, представители науки и средств массовой информации, состоялось активное обсуждение перспектив развития судебной власти. Позитивно оцениваем практику проведения научно-практических конференций, подобные мероприятия можно проводить ежегодно.
В текущем году также прошел ряд мероприятий, направленных на повышение взаимодействия Совета судей с органами судейского сообщества. В феврале 2020 года состоялся семинар-совещание председателей советов судей субъектов Российской Федерации, программа проведения семинара-совещания включала в себя 38 вопросов организации и обеспечения работы судейского сообщества, в том числе обеспечение безопасности судебной деятельности, судей и членов их семей, проблему высокой нагрузки судей и работников аппаратов судов, вопросы взаимодействия судебной власти с гражданским обществом и другие. По итогам проведенного Советом судей анализа взаимодействия советов судей субъектов с управлениями Судебного департамента в регионах разработан проект федерального закона, предусматривающий возможность оптимизации работы региональных суддепов путем объединения в одном управлении нескольких регионов.
Непрерывно осуществляется деятельность и по рассмотрению обращений, поступающих в Совет судей. В дисциплинарную комиссию Совета судей Российской Федерации поступило 696 жалоб, доводы по 31 жалобе (4,5 %) нашли свое подтверждение. В Комиссию по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий переданы 108 обращений и жалоб, в Комиссию по этике переданы 27 обращений. Все обращения рассматриваются в срок, заявителям направляются подробные ответы и разъяснения. Благодарю своих коллег за профессионализм и качественную работу.
Совет судей Российской Федерации ежегодно поощряет судей и работников аппарата суда за добросовестный труд, качественное и высокопрофессиональное выполнение своих обязанностей. В текущем году в Совет судей поступили представления о награждении 566 человек, из них приняты положительные решения в отношении 495 кандидатов: 151 человек награжден почетным знаком «Ветеран судебной системы», 137 человек – почетной грамотой Совета судей, 207 человек – наградными знаками «За служение правосудию». Кроме того, благодарностью Совета судей награждены 195 судей и работников судебной системы.
Актуальными остаются исполнение поручений IX Всероссийского съезда судей, подготовка к Всероссийскому съезду судей, реализация проводимой Верховным Судом судебной реформы.
В заключение отмечу, что на планах по совершенствованию работы судебной системы отразились не только ограничения, связанные с пандемией, но и масштабные законодательные изменения, принятые в целях реализации новых положений Конституции Российской Федерации. Структурные изменения во взаимодействии ветвей власти отразятся и на судебной системе, поэтому нашей задачей является обеспечение реализации принятых законов на базе принципов судоустройства и судопроизводства, сохраняя приоритет повышения независимости, эффективности и качества отечественного правосудия.
Текст доклада размещен на официальном сайте Совета судей Российской Федерации