Для диалога открыты
Евгений Владимирович Ламонов, получив в 1982 году профессию юриста в Воронежском государственном университете, азы специальности постигал в областной коллегии адвокатов, затем работал судьей в Петровском народном суде, судьей, заместителем и председателем Мичуринского городского суда.
С 2012 года - заместитель председателя Тамбовского областного суда, в 2013 году избран председателем Совета судей Тамбовской области, кандидат юридических наук, доцент.
- Евгений Владимирович, с 2013 г. был избран очередной Совет судей Тамбовской области, председателем которого Вы были назначены. С чего начиналось история его создания, и каковы основные цели?
- История создания первого Совета РФ, региональным органом которого и является Совет судей в Тамбовской области, берет свое начало с первого Всероссийского съезда судей Российской Федерации 1991 года.
Вот тогда, на первом съезде было принято решение о создании Совета Судей РФ. Съезд принял также решение о проведении в каждом субъекте Федерации региональных конференций судей, на которых избиралось бы по одному судье от субъектного сообщества судей в члены Совета судей.
I Всероссийский съезд определил приоритетные задачи деятельности Совета: укрепление созданного судейского сообщества, проведение судебной реформы в Российской Федерации, защиту интересов судей, представительство их интересов в других органах государственной власти.
- В каких условиях пришлось работать членам судейского сообщества, претворяя в жизнь идеи первого съезда? С какими трудностями пришлось столкнуться в непростые 90-е годы?
- Как Вы помните, начало 90-х годов, стало периодом развала Советского Союза. Как многое в России того времени, судейский корпус пребывал в крайнем упадке. Государство то время по своим причинам не могло оказывать достойной поддержки судам. Назревала необходимость реформирования судебной системы.
Первые члены Совета судей РФ при помощи государственных лиц смогли заложить реальный фундаментальный монолит под будущую судебную власть. Ими были подготовлены важнейшие положения проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации». В результате закон был принят. Это стало главным достижением деятельности первого Совета судей России.
После принятия Закона о статусе судей Российской Федерации на конференции субъектов Федерации с 1992 годов начали избираться Советы судей региональных областей, в том числе и в Тамбовской области.
- Совет судей Тамбовской области, можно сказать, на местах, был призван претворять в жизнь и координировать Положения Президиума Совета судей РФ и Постановления съездов судей? На решение каких вопросов были направлены действия Совета судей Тамбовской области, какие из поставленных задач удалось реализовать?
- На протяжении всей своей работы Совет судей Тамбовской области рассматривал самые различные вопросы деятельности судейского сообщества - финансового обеспечения деятельности судов, исполнение бюджета федеральных судов, гарнизонного военного суда, мировых судей, состояние работы по ремонту здания Арбитражного суда; выполнение судами области требований Федерального закона РФ № 262-ФЗ от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов» в части размещения судебных актов. Особое внимание Советом судей уделялось контролю за внедрением информационных технологий, организацией видеоконференцсвязи судов области с СИЗО и колониями региона, обеспечением доступа к информации о деятельности судов.
В последние годы одним из важных направлений своей деятельности Совет судей считает участие в разрешении проблемных вопросов организационного и ресурсного обеспечения деятельности мировых судей области.
В связи с предстоящим принятием бюджета области в прошлом году были рассмотрены вопросы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и предложения по формированию бюджета мировых судей Тамбовской области на 2016 г.
В первом полугодии прошлого года введено в эксплуатацию здание для размещения судебных участков мировых судей Кирсановского района с 2 залами судебных заседаний площадью 36 и 61 кв. м.
Следует отметить, что у мировых судей по-прежнему сохраняется высокая нагрузка. Однако, до последнего времени, в отличие от других субъектов, в Тамбовской области у мировых судей отсутствовали помощники. На протяжении множества лет на конференциях судей неоднократно принимались обращения к руководству области о введении должностей помощников мировых судей. И лишь в 2016 году начался процесс поэтапного введения единиц помощников мировых судей, что пойдет на пользу и мировым судьям, и населению.
На контроле Совета судей постоянно находился и вопрос подготовки зданий федеральных судов и судебных участков мировых судей к осенне-зимнему периоду; обеспечение безопасности судебной деятельности и личной безопасности судей и членов их семей; взаимодействие с Управлением федеральной службы судебных приставов России по Тамбовской области и состояние технической оснащенности зданий судов.
В октябре 2014 г. решением Совета судей Тамбовской области был создан музей «История становления и развития судебной системы в Тамбовской области». К сегодняшнему дню в Музее установлены стенды с информацией об истории создания судебной системы в Тамбовской области, председателях Тамбовского областного суда с 1937 года; материалы об открытии Дворца правосудия; информация об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; копии документов по истории создания и формирования судов области.
- Сегодня каждый суд Тамбовской области, как и по всей России, имеет свой официальный сайт, на котором размещена полная информация о работе суда, порядок работы, пакет документов для обращения в суд. Что существенно облегчает гражданам взаимодействие с судами. Тем не менее, возможно, в силу своей долгой закрытости, деятельность судов и отдельных судей, зачастую подвергается критике со стороны отдельных средств массовой информации. Предпринимались ли какие-либо действия со стороны судейского сообщества для оптимального взаимодействия и сотрудничества с представителями СМИ?
- Безусловно, долго время деятельность судов недостаточно освещалась, что порождало в свою очередь, со стороны населения недостоверное представление об их деятельности. Вплотную эту проблему в ноябре 2000 года начал решать V Всероссийский съезд судей.
Одним из важных вопросов в этот период было обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации. Советом судей была принята Концепция информационной политики судебной системы, разработаны рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.
По инициативе Верховного Суда Российской Федерации в целях формирования доверия к российской судебной системе был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», направленный на обеспечение прозрачности, публичности и гласности правосудия.
Принятие указанных законов, а также федеральных законов «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» позволяет сделать судебную систему более эффективной, открытой, доступной и независимой, что является основой уважения к суду, а главное, направлено на повышение доверия граждан России к судебной власти, формирование уверенности в способности органов правосудия профессионально и эффективно защитить их права и законные интересы.
В свою очередь, могу сказать, что мы открыты для диалога с представителями СМИ, судейское сообщество Тамбовской области заинтересовано в правой грамотности населения и объективной оценке работы судов. На сайте областного суда и Управления Судебного департамента в Тамбовской области регулярно размещаются статистическое обзоры деятельности судебных коллегий нашего суда, данные о работе федеральных судов Тамбовской области.
-В декабре 2016 года созывается 9 Всероссийский съезд судей, который даст объективную оценку деятельности судейского сообщества РФ за 2016 год и наметит новые векторы развития судебной системы. Какие основные задачи прошедших съездов были реализованы судейским сообществом, и над какими еще предстоит работать?
- Следует отметить, что все съезды объединяет стремление к разрешению самых актуальных задач, стоящих перед судебной системой страны, а поэтому предметом обсуждения предстоящего съезда судей будут как всегда вопросы реформирования и совершенствования судоустройства, судопроизводства, статуса судей; оптимизации судебной нагрузки; совершенствования практики дифференцированного подхода при решении вопроса об избрании меры пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых; оптимизации правоприменения в сфере предпринимательства; совершенствования института досудебного рассмотрения споров; вопросы противодействия коррупции, повышения авторитета судебной власти и формирования правовой культуры в гражданском обществе и многие другие.
Сегодня мы достигли главного: впервые в российской истории утвердилась судебная власть как самостоятельная и независимая влиятельная сила, что обеспечило практическую реализацию принципа разделения властей.
Благодаря усилиям членов судейского сообщества в декабре 1997 года был принят Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», в январе 1999 года - закон «О финансировании судов Российской Федерации», расширивший полномочия Совета судей по контролю за бюджетными средствами, был возрожден суд присяжных, институт мировых судей.
В 1997 году также был принят Закон «О судебных приставах». Идея создания этой службы родилась еще в 1992 году в Президиуме Совета судей и была обусловлена проблемами безопасности судов и судей.
После проведения 7 Всероссийского съезда судей принят и вступил в силу Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», которым установлены порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции, за исключением военных судов и мировых судей, предусмотрена процедура апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений. В связи с введением апелляционных процедур внесены соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Претворяя в жизнь постановления Съездов судей, усилиями судейского сообщества внесены изменения в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», направленные на предотвращение коррупции в органах судебной власти, устанавливающие обязанность кандидата на должность судьи и судей представлять сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах супруга или супруги и несовершеннолетних детей.
В процессуальное законодательство включены нормы, предусматривающие возможность автоматизированного распределения дел. В настоящее время в системе федеральных судов общей юрисдикции используется подсистема независимого распределения дел между судьями, созданная в рамках Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». Аналогичное распределение дел внедрено и во всех арбитражных судах.
- Работа проделана большая, и многое еще предстоит реализовать на практике?
- Действительно, с 15 сентября 2015 г. уже введён в действие Кодекс административного судопроизводства. В Тамбовском областном суде создана судебная коллегия по административным делам, нарабатывается соответствующая практика.
Остаются актуальными вопросы, предлагаемые на обсуждение съездами судей - снижение нагрузки судей за счет внедрения и развития альтернативных способов разрешения споров - медиации; повышение статуса судьи, широкое внедрение практики назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, и применение других мер уголовно-правого воздействия в качестве альтернатив реальному лишению свободы - исправительных и общественных работ, штрафа и др. До сих пор остается важным решение проблемы оптимизации практики применения мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, в том числе залога и домашнего ареста, особенно в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, женщин и несовершеннолетних.
Для иллюстрации сказанного, отмечу, что в производстве районных судов и мировых судей области по первой инстанции в 2015 г. находились 8005 уголовных дел, из них в районных судах 3763, у мировых судей - 4242. За тот же период судами области всего осуждено 5104 лица, в 2014 г. – 4960.
Из них к обязательным работам приговорены 370 человек, к исправительным работам – 449, к штрафу – 403, условному осуждению к лишению свободы – 1620, к условному осуждению к иным мерам – 231 лицо.
На рассмотрение мировых судей и районных (городских) судов области в 2015 году поступило 54338 дел об административных правонарушениях регулируемых КоАП РФ. Гражданских дел в суды Тамбовской области поступило 98086.
И, наконец, в связи с принятием 23 июня 2016 года пакета законов о расширении применения института присяжных, особое внимание в содержании работы Совета судей будут иметь вопросы подготовительных мероприятий кадрового, материально-технического, организационно-методического характера, необходимых для обеспечения деятельности суда с участием присяжных заседателей с 1 июля 2018 года в судах районного звена.
Данное нововведение направлено, прежде всего, на повышение доверия граждан к суду и обеспечение доступа большему числу граждан к отправлению правосудия.
В настоящее время Тамбовским областным судом и Управлением Судебного департамента в Тамбовской области в данном направлении ведутся активные подготовительные работы.
Пресс-секретарь Управления Судебного
департамента в Тамбовской области
О.А. Богданова.