Раиса Петровна Калинина, судья в отставке, стаж в области юриспруденции – 38 лет, стаж судейской работы в Знаменском районном суде– 38 лет, 27 лет – председатель того же суда.
За высокие результаты работы награждена Почетной грамотой администрации Тамбовской области (2005 г.); Почетной грамотой Судебного департамента при ВС РФ (2005); медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за заслуги в укреплении законности, защите прав и законных интересов граждан и многолетнюю добросовестную работу (2006 г.); медалью «За безупречную службу» за большой вклад в развитие судебной системы, всестороннее содействие в укреплении и совершенствовании правосудия в Российской Федерации (2014г.)
В 2007 году присвоен Диплом за победу в творческом конкурсе журнала «Судья» в номинации художественной вышивки.
В 2009 году Тамбовским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» присвоен Диплом Лауреата 1-й премии ежегодной региональной премии «Юрист года» в номинации «Правосудие».
В 2012 году присвоено звание «Почетный гражданин Знаменского района».
Каждая человеческая жизнь уникальна и обладает своими бесценными крупицами опыта, чувств и мыслей. Услышать потребности своей души, понять истинное призвание и найти свой путь, - одна из главнейших потребностей человека, пытающего жить осмысленно и счастливо. И когда ему удается проживать рабочие будни с ощущением радости и гордости от результата своей деятельности, от понимания своей нужности людям, уверенно можно сказать, что этот человек личность незаурядная и умеет реализовать себя в жизни. Наша беседа с одним из таких людей – судьей в отставке, Раисой Петровной Калининой.
- Раиса Петровна, большая часть Вашей жизни посвящена судейской работе, а именно 38 лет Вы трудились в должности судьи, из них 27 лет в качестве председателя Знаменского районного суда. Могли бы Вы поделиться с нашими читателями наиболее яркими впечатлениями из своей жизни, начиная с принятия решения посвятить себя профессии юриста?
- В моем представлении, не часть, а вся моя осознанная жизнь связана с судейской работой, направленной на поиски справедливости и служения людям. Ну, а истоки ее, конечно же, из детства…
Родилась я в поселке Еланск Новохоперского района Воронежской области, училась в местной школе. Все детство мечтала посвятить себя профессии врача. Но судьба дала мне жизненный урок, в результате которого пришлось переосмыслить свои детские планы. В 9-м классе неожиданно попала в больницу, и хотя операция обещала быть заурядной – удаление аппендицита, на деле сложилось иначе. В результате непредвиденных осложнений пришлось делать операцию повторно и пробыть в больнице почти два месяца. Анестезии как таковой в то время не было, поэтому выздоровление мое было очень болезненным. И когда меня наконец-то выписали из больницы, я быстро перестала грезить о врачевании.
Спустя какое-то время, с любопытством разглядывая в школе доску Почета с фотографиями бывших выпускников, я увидела подпись – работает юристом. Меня заинтересовала незнакомая профессия, и я с упоением начала читать специальную литературу по юридической теме. Уже к концу 10 класса настолько прониклась юриспруденцией , что объявила родным о своем решении стать юристом. Во времена моей юности, послевоенное время, в понимании родителей, профессия юрист подразумевала работу в милиции и воспринималась многими негативно. Делать нечего. Собрали семейный совет. Родители, многочисленные дяди и тети с жаром, наперебой начали отговаривать меня от решения. В ход шли и просьбы, и даже приказы. Но я осталась непреклонной. Юристом буду, и все тут.
После окончания школы для получения рабочего стажа для поступления в институт устроилась на работу лаборантом местного комбикормового цеха мелькомбината. Через два года отправилась поступать в Воронежский юридический институт. Увы, не добрала балла. Тогда я решила переехать из сельской местности в город, чтобы лучше подготовиться к следующему поступлению и позаниматься на курсах. Знакомые из Самары пригласили меня пожить у них какое-то время. Приехав, устроилась на работу - крановщиком литейного цеха Куйбышевского завода координатно-расточных станков, по окончании специальных курсов затем перешла работать машинисткой в Куйбышевское отделение института «Росгипрозем».
Вскоре в Куйбышеве открылся университет с юридическим факультетом, и в 1970 году мечте моей суждено было сбыться – я поступила на юридический факультет!
Учеба на дневном факультете стала для меня самым прекрасным и неповторимым временем. Учиться было не только интересно, но и легко. Университет, помню, тогда размещался в новом здании школы, с просторной столовой, библиотекой и кабинетами, общежитие удобно располагалось на четвертом этаже. Посередине этажа находилась большая кухня. В комнатах жили студенты с разных факультетов по 14 человек в каждой, все дружили между собой и были как одна семья.
Соседство студентов из других факультетов имело свои преимущества. Благодаря ребятам с исторического факультета, мы узнавали забытые факты истории, а студенты-филологи, имеющие доступ к редким книгам, охотно давали их почитать. Знаете, студенчество в то время жило очень весело и разнообразно, да и стипендии на все хватало. Не считая летних стройотрядов, мы часто выезжали за свой счет в туристические поездки по стране. До сих пор вспоминаю посещение древнего Киева со святыми куполами церквей и их мощнейшей энергетикой; Риги, познакомившей нас с европейской изысканностью и аккуратностью!
Уже ближе к завершению 5-го курса студенты юридического факультета получили право выбора определиться с местом будущей работы, причем, в каждом регионе требовались свои молодые специалисты. Будучи сама из Воронежской области, но, не имея ее в нашем заветном списке, я выбрала ближайшую Тамбовскую область с перспективой судейской должности.
- Значит, уже в институте Вы знали, что хотите стать именно судьей?
- Именно так. Осознанный выбор стать судьей я сделала уже на 4-м курсе, когда была на практике в суде. Однажды, в ходе беседы, пожилой судья задал мне вопрос: «Кем именно я собираюсь работать: судьей, адвокатом, следователем или юристом?»
Увидев мое недоумение, он пояснил: «Труд каждого из них важен, только следователь, прокурор или адвокат в большей степени делают промежуточную работу, а истинное удовлетворение к человеку приходит от конечного результата. Как раз такой и достигает судья». Мудрые его слова буквально зацепили меня, и я поняла, что, действительно, только судья ставит точку в любом деле и отвечает за конечный результат. И такая работа мне действительно интересна.
- С чего началась для Вас работа в Тамбовской области? С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Начну с того, что в Тамбове нас, нескольких выпускников юрфака, радушно встретило руководство юстиции, разместили в гостинице в Пригородном лесу. И … учеба началась заново. Под руководством работников юстиции и судей областного суда мы участвовали в семинарах, готовили и защищали рефераты. Спустя какое-то время по результатам обучения молодым специалистам обозначили конкретные направления их будущей деятельности – адвокатура, нотариат, суды. Мне досталось место стажера в Жердевском народном суде под наставничеством судьи М.Н. Шикунова. Поначалу работала секретарем судебного заседания, подготавливала проекты административных дел, объезжала с другими сотрудниками суды для составления аналитических справок по работе канцелярий для конкурса... Скажем так, до вступления в должность судьи, работу суда повезло узнать досконально.
Да и опытные судьи-практики областного суда не давали нам скучать: регулярно организовывали семинары, приглашали нас на судебные процессы, которые в дальнейшем детально анализировались. Вот здесь уже начинались притирки теории с практикой – действующие судьи объясняли нюансы практического применения законодательства, а мы – делились свежими познаниями в юриспруденции. А главное, что было поистине бесценным, стремление старших судей научить нас с желанием и по-настоящему работать!
И сейчас я вспоминаю с огромной благодарностью участие органов юстиции и судей областного суда в становлении нас, молодых судей, опытными профессионалами. В дальнейшем в течение трех лет за каждым молодым судьей по гражданским и уголовным делам отдельно были закреплены наставники с областного суда. Мне посчастливилось работать с Горбуновой Валерией Николаевной – по гражданским делам и Николаем Никифировичем Бурлуцким – по уголовным.
Периодически они приезжали с проверкой в районы к «подшефным» судьям, ходили в процессы, проверяли сроки рассмотрения дел, исполнение приговоров. Если были замечания, подсказывали и направляли. Система подобного кураторства была отработана на высоком уровне. В помощь нам ежемесячно рассылались бюллетени областного суда с подробным разбором рассмотренных дел в Тамбовской области, что бесспорно очень помогало молодым судьям в работе.
А уже к апрелю 1976 года мне объявили о возможности избрания на должность народного судьи. К сожалению, остаться в Жердевском суде не позволили обстоятельства, и мне был предложен Знаменский район Тамбовской области.
Помню, снежным зимним утром автобус высадил меня на одинокой поселковой остановке, а уж к суду пришлось добираться пешком около 3 километров самостоятельно. Безлюдье и отсутствие транспорта компенсировали виды живописной природы.
Тем не менее, встретили меня в суде гостеприимно, начальник юстиции лично представил меня сотрудникам как будущего судью. Вместе с другими специалистами поселили в местной гостинице.
Вскоре состоялось мое избрание судьей Знаменского районного суда на 5-летний срок, который плавно продлился до лета 2014 года. За этот период времени у меня родилось двое детей, а поскольку, кроме меня судьи в районе долгое время не было, декретного отпуска отгулять не удалось ни разу. Через несколько месяцев сразу после рождения детей вынуждена была возвращаться в строй. Спасибо бабушке мужа, которая приехала к нам в Тамбовскую область, чтобы помогать с детьми.
Бывали и такие экстренные случаи, когда я лежала с детьми в больнице, и для рассмотрения дел мне выделяли отдельное помещение...
Много приходилось работать и на выездных судебных заседаниях, которые приурочивали к сходам граждан. Вместе с работниками милиции и прокуратуры судьи рассматривали дела и проводили профилактические беседы. Это помогало значительно лучше узнавать население и разбирать конфликты в районах на начальных стадиях развития.
- Раиса Петровна, можете рассказать о каком-то памятном для Вас деле?
- Одним из памятных и первых для меня дел стало автодорожное происшествие. А запомнилось мне оно вот почему. Молодой парень, водитель, хорошенько погуляв на свадьбе, нетрезвый возвращался домой. Другой пьяный парнишка чуть загодя до происшествия упал в дорожную колею у дороги, по которой, к несчастью, и проехал впоследствии пьяный водитель. Осень, сумерки, оба мужчины пьяные, водитель не разглядел в темноте лежащего человека и случайно наехал на него. В итоге – смертельный исход. Подсудимый был не из нашего района, а парень, который так нелепо погиб, оказался местный, Знаменский. Дело рассматривалось в Знаменском Доме культуры в выездном судебном заседании. Санкция статьи предусматривала наказание до 10 лет лишения свободы за подобное преступление. Народные заседатели, с которыми в то время мне пришлось работать, случайно оказались оба из р.п. Знаменскарайона и, возможно, поэтому сразу же потребовали строгой меры наказания – именно 10 лет. Я терпеливо пыталась объяснить, что дело неоднозначное, оба участника были пьяными, у подсудимого двое детей и хорошие характеристики. Но, видно, эмоции в тот день, у заседателей взяли вверх. Лишь после двух часов кропотливых разъяснений я с трудом уговорила заседателей назначить срок подсудимому в виде 8 лет лишения свободы. В моем понимании наказание это было завышенным. Но с учетом позиции заседателей, большинством голосов приговор остался именно таким. Удовлетворения в тот день от такого решения я не получила. Как судья лишь смогла воспользоваться правом написания в приговоре особого мнения по делу. В дальнейшем я узнала, что парень отбыл половину срока и был освобожден условно-досрочно. Но в душе этот случай моего разногласия с решением народных заседателей остался надолго. С тех пор я стала более внимательно следить за процессом отбора народных заседателей по различным делам.
- Решение судеб людей, их близких, - это большая ответственность для человека, облаченного в мантию. Ваше мнение, какими основными качествами должен обладать судья?
- Во-первых, судья должен быть честным. Во-вторых, добрым и справедливым. Нужно в каждом человеке, пусть и подсудимом, видеть человека. И обращаться с ним по-человечески. Может это стремление и поддерживало меня в моей работе и позволяло мне никогда не повышать голос в сторону подсудимого. А рассматривать приходилось разные дела, вплоть до тяжких статей. И для меня было всегда ценно получать письма из мест заключения с благодарностью за мою работу, хотя и срок наказания у адресата был немалым.
Поэтому, считаю, так важно для судьи в своей работе смотреть, прежде всего, на закон и совесть
Признаюсь, случались у меня и сомнения. Правильный ли мой путь, справедливо ли я сужу людей? Имею ли право на это? Ведь есть же Бог Всевышний, единый судья… Я пришла к батюшке поговорить об этом. На что он мне ответил: раз Вы работаете судьей, значит Богу угодно, чтобы Вы служили ему таким способом. Главное, действовать по совести и справедливости, не допускать злости и оскорбления к людям. По возможности, стараться в работе проявлять доброту к людям….
После нашей беседы я вернулась домой умиротворенной и без сомнений в правильности своего дела.
- Именно для более объективного рассмотрения дела сегодня законодателями рассматривается законопроект, предлагающий ввести в судах обязательную аудиозапись процессов. Как Вы относитесь к такому предложению?
- Напомню, что в суде давно разрешена аудиозапись судебного заседания. Также во многих залах в судах установлены системы аудиозаписи судебного заседания, которые, как я полагаю, очень полезны. Поскольку это только повышает дисциплину судьи и способствует качественному судопроизводству. Считаю, что обязательно использование аудио-записи в процессе способно удержать иного судью от вольностей в судебном заседании и излишних комментариев. Судья уже не будет дремать в ходе заседания, а проведет процесс грамотно с точки зрения процессуального законодательства. С другой стороны, секретарю судебного заседания при такой аудио-записи будет гораздо легче осуществлять свою работу и позволит подробнее фиксировать показания участников процесса, что приведет к более объективному рассмотрению дела.
Отмечу, что технические новшества в современном судопроизводстве значительно облегчили труд судьи и работников суда.
- Безусловно. Тем более, что современный мир и технический прогресс неустанно вносят свои изменения во все сферы жизни. Как Вы относитесь к предложению, что в судах общей юрисдикции для упрощения процесса предлагается подавать иски через Интернет, так, как это уже делается в арбитражных судах?
- Вот к такой стороне прогресса в федеральных судах мое отношение отрицательное. Поясню почему. В арбитражные суды, как правило, стороны обращаются с исками через адвокатов или юристов, достаточно подкованных юридически. К нам же, в федеральные суды, зачастую приходят люди неграмотные и малоимущие, не обладающие необходимыми знаниями в правовом отношении. И какой документ, Вы думаете, они смогут подать через Интернет? Вряд ли он будет правильно составлен. И через Интернет им никто не сможет помочь исправить ошибки и дать необходимые разъяснения. Сейчас же помощники судей могут дать нужную консультацию к оформлению документов, подсказать информацию по правилам заполнения бланков. Словом сказать, как-то реально на деле помочь людям.
Как председатель я периодически осуществляла прием граждан, и не понаслышке знаю, с какими проблемами сталкиваются граждане в суде и насколько низкая в отдаленных селах и районах правовая грамотность населения.
- Вероятно, ввиду низкой правовой грамотности, сегодня широко обсуждаются в законодательных кругах и такие вопросы: надо ли вводить адвокатскую монополию, когда в суд можно будет обратиться только через адвоката? Не ограничит ли это доступ граждан к правосудию?
- Такое введение адвокатской монополии в судах считаю нецелесообразным. Есть специалисты юрисконсульты или просто грамотные люди, способные самостоятельно подать иск в суде или помочь в этом одинокой старушке. В свою очередь, монополия работы адвокатов существенно ограничит возможность малоимущих слоев населения добиться справедливости через суд. В моей практике были и такие грустные ситуации, когда в суд приезжали из дальних сел и районов старушки и просили денег на обратную дорогу. Откуда же таким людям взять денег еще и на почасовую оплату труда адвоката?
- Раиса Петровна, самостоятельная защита человека в суде, явление понятное. А как Вы относитесь к понятию самообороны в юридическом аспекте, существуют ли сложности в рассмотрении дел, связанных с трагичными последствиями подобных обстоятельств? Разрешение пользоваться оружием при самообороне, насколько здравое решение, на Ваш взгляд?
- К вопросу о самообороне. Думаю, законодательно следует более четко установить границы этого понятия, то есть пределы самообороны. Сейчас ее трактовка очень расплывчата и неоднозначна, что затрудняет оценку доказательств в суде.
А мое отношение к разрешению на владение оружием - строго отрицательное. Поскольку в России, к сожалению, особенно в сельских глубинках, многие мужчины, да и женщины страдают алкоголизмом и в определенные моменты не способны адекватно отвечать за свое поведение. И ежели у них вкупе с бутылкой будет еще и оружие… По малейшему поводу могут прозвучать выстрелы и появятся жертвы. Да и само оружие может стать поводом для преступления и грабежа. Помнится, несколько лет назад были предложения выдавать для самозащиты оружие и судьям. Были длительные дискуссии на этот счет. Взвешенно обдумав возможные риски, большинство судей Тамбовской области, за исключением одного, отказались от подобного предложения.
- Раиса Петровна, напряженный ритм работы, высокая двойная ответственность как судьи и председателя суда … А мы знаем Вас еще и как умелую мастерицу по части вышивки крестиком. Ваши работы успешно экспонировались в местном Знаменском музее, фото размещались в нашем журнале. Расскажите, как нашли для себя это хобби, в котором Вам удалось добиться такого мастерства? И когда все успеваете?
- Начала вышивать я еще со школы, потом работа начала отнимать много времени, родились дети. На какой-то период пришлось забыть о творчестве. Когда же дети выросли и разъехались, я вспомнила про любимую вышивку. Купила сначала одни набор, потом другой… С тех пор я увлеклась вышиванием серьезно. Вышиваю обычно с поздней осени до ранней весны. обожаю заниматься цветами, весной - рассадой для огорода. Летом предпочитаю быть на природе, часто ездим с семьей за грибами и на рыбалку. Обожаю заниматься цветами.
- Раиса Петровна, расскажите немного о своей семье.
- Моя семья: муж и двое детей, трое внуков. С мужем мы вместе учились в одном классе, а посадили его ко мне за парту с целью положительного влияния на него. Вот до сих пор и влияю... И вместе мы уже более 40 лет. По специальности он – радио-электронщик. Вырастили сына и дочь, которые закончили Саратовскую академию права. Сын работает в организации юрист-консультом, дочь после работы в прокуратуре, три года назад назначена на должность мирового судьи г. Котовска Тамбовской области. Дети подарили мне любимых двух внучек и внука, которые приносят много радости в мою жизнь.
И хотя я всю себя отдала своей работе, будучи в отставке, я не маюсь от скуки. В освободившееся время осваиваю новинки кухонной бытовой техники, учусь готовить новые блюда, продолжаю вышивать. Много времени занимаюсь с маленькой четырехлетней внучкой. В общем, с удовольствием посвящаю себя семье и открываю для себя новые стороны жизни.