17 октября в ТГУ им. Г.Р. Державина состоялась конференция, приуроченная к юбилею судебной реформы
В целях обмена опытом и взглядами на судебную систему прошлого и настоящего в конференции приняли участие руководители Совета судей Тамбовской области, Тамбовского областного суда, Арбитражного суда Тамбовской области, прокуратуры, управления Министерства юстиции по Тамбовской области, общероссийской общественной организации «Российское объединение судей», Тамбовского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», ТГУ им. Г.Р. Державина, судьи и другие официальные лица.
«Судебная система, а вместе с ней судебная власть, являются столпом любого государства, независимой самостоятельной ветвью власти, и как все, что происходит в нашей стране, подвержена процессам, которые в ней наличествуют в различные исторические периоды», – сообщил в своем приветственном слове проректор ТГУ им. Г.Р. Державина, Стромов В.Ю.
«Анализ заявленной темы конференции «Модернизация судебной системы России: к 150-летию судебной реформы» позволит определить закономерности в различных этапах развития судебной системы и ее тенденции от эпохи Александра II до настоящего периода, - добавил он.
Председатель Тамбовского областного суда отметил историческую значимость судебной реформы в части образования институтов присяжных, мировых судьей, их модернизацию на современном этапе.
С темой «Развитие административного судопроизводства и создание полноценной административно-процессуальной формы, как важных направлений модернизации судебной системы России» выступил доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой административного и муниципального права ФГБОУ «Воронежский государственный университет» Ю.Н. Старилов.
Как было отмечено, административное судопроизводство направлено, прежде всего, на установление законности системы государственного управления, недопущения нарушений в деятельности органов исполнительной власти, органов самоуправления.
«Считаю, - добавил он, - необходимым на современном этапе принятие Закона об административных процедурах и поддержку государства в этом вопросе. В 2013 году по поручению Президента РФ был разработан Проект об административном судопроизводстве и направлен впоследствии для обсуждения в Государственную Думу РФ. К сожалению, вопрос этот до сих пор еще не решен».
Рассматривая вводимые реформы 19 в. , как начало пути к правовому государству, доктор исторических наук, профессор, научный руководитель Института гуманитарного и социо-культурного образования ФГБОУ ВПО ТГУ им. Г.Р. Державина, Л.Г. Протасов добавил, что «в реформах 1860-х годов, судебная реформа занимает особое место, как наиболее последовательная и прогрессивная».
«Создателями новых учреждений стали высокие чиновники-правоведы, разработавшие разные аспекты реформы – от принципа гласности и публичности, до судов присяжных. Итоги работы комиссии, готовившей проекты постановлений и судебных уставов были признаны уже современниками лучшими памятниками русского законодательства 19 в. Важнейшим завоеванием реформ было обретение правового статуса теми, кто вершит суд, и теми, над кем он вершился», - заключил докладчик.
Судебные уставы 20 ноября 1864 года решительно изменили дореформенное судоустройство и судопроизводство. Таким образом, новый суд начал строиться на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей, была реорганизована прокуратура. Для рассмотрения малозначительных дел в уездах и городах создавались мировые суды, вводилась несменяемость судей и судебных следователей, подведомственность предварительного следствия судебным органам.
Председатель Совета судей Тамбовской области Е.В. Ламонов отразил в своем докладе тему административного судопроизводства в России, ее истоки развития и реальность.
«Идея создания административных судов берет свое начало в 60-х годах 19-го века и дискуссии на эту тему продолжаются уже полтора века, -заметил Е.В. Ламонов. - Создание административных судов впервые законодательно было закреплено в Положении о судах по административным делам, в Постановлении Временного правительства от 30 мая 1917г.»
В ходе конференции была рассмотрена и роль Министерства юстиции в судебной реформе 1864 года, которую широко осветила в своем докладе заместитель начальника управления юстиции по Тамбовской области Митина Ю.Н.
Министерство юстиции Российской Империи, как одно из основных звеньев государственного аппарата, созданного в ходе реформ начала XIX века, принимало самое активное участие в решении широкого круга вопросов, касавшихся различных сторон жизнедеятельности общества и государства, совершенствованию законодательства. На всех этапах своей работы, деятельность Минюста неразрывно была связана с судом. Одним из основных ведущих направлений его деятельности стала нормотворческая деятельность, касающаяся организации и порядка деятельности государственных учреждений, органов местного управления, отдельных областей государственного хозяйства и промышленности. На Министерство юстиции было возложено руководство судебной системой России.
Также была отмечена весомая роль в подготовке судебной реформы министров юстиции: Блудова Д.Н., одного из инициаторов судебной реформы; Замятнина Д.Н., при котором были приняты новые судебные уставы, повысилась эффективность работы аппарата и отменены жестокие формы наказания; Палена К.И.; выдающегося новатора в области судопроизводства, предложившего составление статистических сводов о судимости и др.
« Важным историческим этапом для развития функций прокуратуры можно считать судебную реформу 1864 г., в ходе которой изменилась не только вся судебная система Российской империи, но и была реформирована деятельность тех органов, которые оказались так или иначе связаны с судопроизводством, - сообщил в своем выступлении заместитель прокурора в Тамбовской области Д.Е. Царьков. - Прокуратура не стала исключением, и ее деятельность также претерпела существенные изменения, направленность которых совпадала с общим курсом проводившихся в стране преобразований».
Еще до начала основной судебной реформы, в 1862 г. Государственным Советом были приняты «Основные положения о прокуратуре», в которых статус прокуратуры определялся в качестве единой и централизованной системы органов прокурорского надзора. Устанавливалась строгая подчиненность нижестоящих по статусу прокуроров вышестоящим, провозглашалась независимость прокуроров от местных органов власти, закреплялась несменяемость прокуроров. Данным нормативным актом прокуратура была призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов.
В своем докладе, посвященной месту и роли окружных судов в судебной реформе 19 века, федеральный судья Пичаевского районного суда А.В. Макаров, отметил важность утверждения в ноябре 1864 года и вступления в законную силу основных актов судебной реформы.
Параллельно вводилась система мировых судов для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел. Высшей судебной инстанцией, объединяющей мировые суды и общие суды, стал Сенат. Мировые судьи избирались на 3 года представителями органов местного самоуправления, на основе образовательного и имущественного ценза. Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела о преступлениях, за которые закон предусматривал наказания на срок до 1 года, по гражданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб.
По судебной реформе 1864 г. создавались специальные судебные округа, которые не должны были территориально совпадать с губерниями. В число общих судебных органов входили окружные суды и судебные палаты. Окружные суды создавались в специальных судебных округах и состояли из назначаемых императором по представлению министра юстиции председателя и членов. Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение состояло из двух частей — коронного суда и суда присяжных заседателей.
Судебные палаты утверждались по одной на несколько губерний и состояли из двух департаментов - гражданского и уголовного. Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде всего по делам о государственных и должностных преступлениях, некоторых преступлениях против порядка управления.
«Начало реализации судебной реформы принято считать со времени открытия окружных судов в Санкт-Петербурге и Москве», - заметил А.В. Макаров.
Окружным судам были подсудны все (за некоторыми исключениями) уголовные дела, изъятые из ведомства мировых судов. Дела о преступлениях, за которые в законе были установлены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния, рассматривались окружным судом с присяжными заседателями. Окружным судам были подсудны все иски, не подлежавшие рассмотрению в мировых судах (т.е. более 500 руб.). В первую очередь, окружные суды являлись судами первой инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных дел, неподсудных мировому суду. В зависимости от особенностей конкретного дела закон предусматривал возможность образования коллегий в разных составах.
Также докладчиками были рассмотрены такие аспекты реформы как, создание и реформы следственных органов в России; место и роль судебного решения в процессе государственной регистрации прав.
Таким образом, проведение преобразований явилось закономерным результатом развития российской государственности. В осуществлении судебных реформ отразилось противоречие, заключающееся в буржуазном их содержании и сословном характере. В целом, реформы Александра II и его окружения стали важным этапом последовательной программы коренных преобразований России, укрепления существующего строя и приведения его в соответствие с современными условиями жизни.
Пресс-секретарь Управления
Судебного департамента
в Тамбовской области
О.А. Богданова